Выбирайте среди 3241 путешествия

Кругобайкальская железная дорога

Новости

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

На Байкал едут не только для того, чтобы восхититься уникальной природой, но и посмотреть инженерно-технические сооружения, которые считаются туристическими достопримечательностями. К таковым относится Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), построенная в начале XX века. Сейчас действует небольшой участок пути, который превратился в музей под открытым небом.

 

 

 

Географическое расположение

 

КБЖД проходит вокруг юго-западной оконечности Байкала

КБЖД проходит вокруг юго-западной оконечности Байкала

Первой станцией Кругобайкальской железной дороги была Иннокентьевская, которая сейчас называется Иркутск-Сортировочная. Она находится в черте города. По левому берегу Ангары дорога шла до станции Порт Байкал и далее по берегу через Култук и Слюдянку до станции Мысовая, которая находится в городе Бабушкин, в Бурятии. Общая протяженность Кругобайкальской железной дороги составляла 260 км. Участок от Порта Байкал до Слюдянки и сегодня считается одним из самых сложных в мире.

КБЖД не была самостоятельной дорогой, а входила в состав Забайкальской железной дороги, являясь частью легендарного Транссиба. После ее закрытия КБЖД стали называть сохранившийся тупиковый участок ветки Байкал — Слюдянка II протяженностью 89 км. Маршрут включает четыре станции — Байкал, Уланово, Мартуй, Култук. Желающие могут пройти по нему пешком, а могут прокатиться на туристическом поезде.

 

 

 

История строительства

 

Линия Кругобайкальской железной дороги вдоль берега озера. 1902—1904 гг.

Линия Кругобайкальской железной дороги вдоль берега озера. 1902—1904 гг.

Изыскательские работы были закончены в 1894 году. Условия были признаны крайне сложными, тем не менее, спустя два года стройка стартовала. На возведение участка от Иркутска до Порта Байкал ушло четыре года. Параллельно велись подготовительные работы на южном побережье. На стройке широко применялся труд каторжников. Работа была настолько тяжелая, что несколько раз вспыхивали бунты.

Самым сложным оказался отрезок от станции Байкал до Слюдянки — тот самый, который сейчас называют КБЖД и который является туристической достопримечательностью. Берег Байкала в этом месте представляет собой обрывистый скальный массив. Чтобы проложить дорогу, пришлось пробить в горной породе 33 тоннеля, возвести множество подпорных стенок и виадуков.

Сооружение тоннеля в скальном грунте. 1900—1903 гг.

Сооружение тоннеля в скальном грунте. 1900—1903 гг.

Поскольку дорог не было, все стройматериалы завозили по воде. На один километр проходки требовался вагон взрывчатки, а объем земляных работ был равен 400 вагонам. Значительная часть работ выполнялась вручную. Строительство КБЖД было завершено в 1904 году, а спустя год по дороге пошли первые поезда.

Пока строили дорогу, чтобы связать восточный и западный берега Байкала, организовали паромную переправу, которая стала частью КБЖД. В апреле 1900 года ледокольный паром «Байкал» совершил первый рейс с двумя паровозами и тремя вагонами на борту. Вскоре к нему присоединился ледокол «Ангара». Действовали три маршрута, самым протяженным из которых был Порт Байкал – Мысовая.

После завершения навигации переправа продолжала действовать по железной дороге, проложенной прямо по льду. Лошади тянули вагоны поштучно через озеро по рельсам. Параллельно шла санная дорога, по которой на лошадях везли грузы и пассажиров. Байкальская переправа действовала до 1905 года, пока не завершили строительство КБЖД.

Строительство одного из каменных виадуков. 1902—1904 гг.

Строительство одного из каменных виадуков. 1902—1904 гг.

С этого момента маршрут Транссиба вокруг Байкала был замкнут и по нему рекой потекли грузы. Изначально действовала только одна колея, что затрудняло движение. С 1911 по 1914 год построили вторую колею. На этом этапе начали использовать железобетон, что по тем временам было технологической революцией. Во время Гражданской войны Кругобайкальская железная дорога стала ареной боевых действий, один тоннель был взорван.

В 1950 году стартовала стройка Иркутской ГЭС, в результате чего ветка на левом берегу Ангары оказалась затопленной. Пришлось строить новую ветку, которая напрямую соединила Иркутск со Слюдянкой. На сегодняшний день действующим остался небольшой тупиковый участок Слюдянка II — поселок Байкал, представляющий собой памятник инженерного искусства.

 

 

 

Легенды КБЖД

 

С КБЖД связано несколько легенд, действие которых происходит в тоннелях

С КБЖД связано несколько легенд, действие которых происходит в тоннелях

С Кругобайкальской железной дорогой связано несколько легенд. Одна из них посвящена «золоту Колчака». Согласно преданию, поезд перевозил золото Российской империи по КБЖД, но партизаны взорвали путь, и состав упал в озеро. Там золото и лежит до сих пор.

По другой легенде, при строительстве самого протяженного Половинного тоннеля, который пробивали с двух сторон, из-за ошибки стыковка не состоялась. Итальянский инженер, производивший расчеты, покончил с собой. На следующий день под землей произошло соединение двух частей тоннеля. С тех пор в Половинном туннеле можно увидеть призрак инженера.

По тоннелям также бродит дух каторжника, которого завалило горной породой при взрыве. Призраки обитают в тоннеле Хабартуй-3. В 1946 году в этом тоннеле столкнулись грузовой и пассажирский поезда, погибло 20 человек. Местные жители утверждают, что периодически слышат под землей странные звуки и видят вспышки света. А еще рассказывают о белой лошади, которая бродит по тоннелям, пугая туристов.

 

 

 

Основные достопримечательности КБЖД

 

  1. Скала Птичий базар

 

Птичий базар

Птичий базар. Автор фото: Евгений Голомолзин

На 133-м километре, неподалеку от станции Шарыжалгай, высится живописный утес высотой 300 м. Это излюбленное место гнездования серебристых чаек. На этом побережье Байкала другого такого места нет. В период с мая по август на уступе собирается несметное количество птиц. Их гомон может оглушить.

Есть примета — если в мае чайки начинают собираться на скале, значит скоро Байкал лишится ледяного покрова. К скале можно подойти из тоннеля. С этого места открывается великолепная панорама озера. Скалу также называют «Чаячьим утесом».

 

  1. Галерея № 1

 

Галереей на железной дороге называют перекрытие, напоминающее тоннель. В отличие от тоннелей, перекрытия не пробивают в горном массиве, а строят вплотную к скале, накрывая крышей. Достопримечательностью КБЖД считается Галерея № 1, которая является первой на пути. Она находится в 5 км от порта «Байкал», на 76-м км маршрута. Галерею возвели для защиты дороги от возможного падения камней.

Строительство Галереи № 1 было завершено в 1904 году. Длина сооружения составила 82 м, высота — 9 м. Когда едешь на поезде, ее можно принять за тоннель. Галерея № 1 была первым крупным сооружением во время строительства КБЖД.

 

  1. Исторический вокзал с музеем

 

Птичий базар

Порт «Байкал». Исторический вокзал

Порт «Байкал» находится у истока Ангары в одноименном поселке. В начале строительства КБЖД он стал первой станцией на пути. Напоминанием о тех временах служит историческое здание вокзала, возведенное в 1904 году. Он является действующим, поскольку по тупиковой ветке по-прежнему осуществляется движение поездов.

На первом этаже вокзала разместился музей истории КБЖД. Здесь можно увидеть фотографии, чертежи, оборудование, личные вещи строителей. Раритетами считаются макеты паровоза и портовых сооружений начала XX века, включая паромную железнодорожную переправу.

 

  1. Тоннель Хабартуй-3

 

Важнейшим инженерным объектом Кругобайкальской железной дороги является тоннель Хабартуй-3. Галерейно-тоннельный комплекс, возведенный в 1904 году, находится на 143-м км дороги. Комплекс общей протяженностью 155 м включает тоннель и защитные галереи. Первую галерею длинной 68 м пристроили после того, как во время строительства тоннеля случился обвал. А в 1915 году в целях безопасности добавили еще одну галерею.

За Хабартуй-3 следует целая череда тоннелей и галерей, что свидетельствует о сложности и опасности участка. В марте 1946 года в тоннеле произошло столкновение двух составов, когда грузовой поезд врезался в стоящий пассажирский. В последнем вагоне возник пожар, погибли люди.

 

  1. Итальянская подпорная стенка

 

Итальянская подпорная стенка

Итальянская подпорная стенка

Итальянская подпорная стенка — звучит не очень солидно, но является самым известным инженерным сооружением в истории КБЖД. Ее возвели в 1905 году под руководством итальянского инженера Луиджи Феррари. Оно находится на 102-м км пути. Длина каменного сооружения достигает 39 м. Благодаря аккуратной каменной кладке и арочным нишам, создается впечатление, что это не техническое сооружение, а древнеримская крепость. В облике чувствуется рука итальянского мастера.

 

  1. Шабартуйский арочный виадук и мост

 

Инженерный комплекс, расположенный на 130-м км Кругобайкальской железной дороги, включает железный мост и железобетонный виадук. Мост стоит на мощных каменных опорах. Каждый пролет имеет длину 40 м. Мост называют «Чертовым» из-за необычного устройства — железная дорога проходит не внутри пролетов, а поверх. Арочный виадук с двумя пролетами возвели параллельно мосту, когда строили второй путь.

Мост находится в месте впадения реки Шабартуй в Байкал. Сегодня Шабартуйский комплекс признан памятником истории и инженерного искусства. Сюда водят экскурсии, его включают в маршруты походов.

  1. Ангасольские мосты

 

Облик арочных мостов переносит в Италию

Облик арочных мостов переносит в Италию

Вид Ангасольского арочного моста переносит в Италию. Свое название мост получил по реке Ангасолке, через которую он переброшен. Длина сооружения составляет 74 м, ширина — 4,7 м. Железнодорожный путь проходит на высоте 12 м от уровня воды. Каждая из шести арок имеет длину 8,5 м. Автором проекта является итальянский инженер Леонардо Риццолати. Кладку производили 12 итальянских каменщиков и около 200 местных рабочих. Строительство моста завершили в 1905 году.

В 1915 году, во время строительства второго пути, рядом с мостом появился железобетонный виадук длиной 65 м и шириной 4,6 м. Он имеет пять пролетов в среднем по 12 м длиной. Внутри конструкции находится специальное устройство для отвода воды. Если каменный мост сейчас не используется по назначению, то по виадуку до сих пор ходят поезда.

  1. Железнодорожная станция Половинная

 

Станция Половинная, открытая в 1899 году, находится в поселке Михайловка. Вскоре после ее открытия возвели деревянный вокзал с железной крышей. Его построили по типовому проекту Министерства путей сообщения. Внутри находились залы ожидания, кабинет начальника станции, телеграф, почта и помещение для багажа.

В начале XX века станцию дополнили оборотным депо и пунктом дозаправки подвижного состава. В настоящее время станция Половинная является действующей и относится к Восточно-Сибирской железной дороге. Здесь останавливаются не только электрички, но и поезда. Станция считается памятником истории КБЖД.

  1. Мыс Киркирей

 

Тоннель № 18

Тоннель № 18

Мыс Киркирей на Байкале находится на 123-м км КБЖД и славится не только красотой природы, но и выдающимися инженерными сооружениями. Комплекс включает два тоннеля, которые расположены параллельно. Тоннель № 18, который также называется «Киркирей-3», был пущен в эксплуатацию в 1906 году. Сооружение имеет длину 75 м, ширину и высоту — 8 м. Внутри расположено два пути.

Строить тоннель было чрезвычайно сложно, поскольку породы отличались высокой трещиноватостью, а грунт легко проседал. Постоянно происходили камнепады, а подвижки грунта рвали кладку. Уже построенный тоннель сильно пострадал от землетрясения. В 1913 году по техническим причинам его закрыли для движения.

Кроме тоннеля № 18, на мысе находится тоннель № 18-бис длиной 636 м. Его построили в 1913 году, чтобы заменить вышедший из строя старый тоннель. Инженерный комплекс включает также акведук и сооружения для отвода воды из тоннеля. На мысе Киркирей оборудована смотровая площадка с беседкой, откуда открывается завораживающая панорама Байкала.

  1. Большая Шумихинская галерея

 

Свет в конце тоннеля

Свет в конце тоннеля

Большая Шумихинская галерея — самая протяженная достопримечательность на Кругобайкальской железной дороге. Ее длина составляет 183 м, высота — 7 м, ширина — 5 м. Она расположена на 102-м км дороги. Строительство началось в 1903 году. Согласно проекту, в уступе должны были сделать обычную выемку, однако выяснилось, что он состоит из крупных каменных глыб, сцементированных мягкими породами. Построить тоннель в таких условиях невозможно, поэтому было принято решение возвести однопутную галерею.

Чтобы склон не осыпался, к галерее пристроили каменную подпорную стенку длиной 35 м, но это не спасало от регулярных обвалов и оползней. В строительстве сооружения принимали участие итальянские каменщики. В настоящее время галерея выведена из эксплуатации. Сюда водят экскурсии. Обычно в середине галереи выключают фонари, чтобы туристы своими глазами увидели свет в конце тоннеля.

  1. Поселок Половинный

 

Ретро-паровоз

Ретро-паровоз

В поселке Половинный находится самый длинный тоннель № 12 протяженностью 778 м и самый короткий тоннель № 13 длиной 30 м. Достопримечательностями являются металлический мост через реку Половинную, арочный виадук и паровоз-памятник Еа-3070. На берегу Байкала есть песчаный пляж, на котором можно отдохнуть после прогулки по КБЖД.

  1. Старая Ангасолка

 

Николай Константинович Рерих

Николай Константинович Рерих

Старая Ангасолка — крохотный поселок на берегу Байкала и станция на КБЖД. Поселок расположен в 8 км к востоку от поселка Култук. В шаговой доступности от Ангасолки находятся тоннели, мосты и виадуки. Достопримечательностью самого поселка является дом-музей Рериха. В 1926 году Николай Константинович останавливался здесь во время Центрально-Азиатской экспедиции. В двух залах музея выставлены картины художника.

 

 

 

Маршруты и способы путешествия

 

На поезде

 

Экскурсионный поезд

Экскурсионный поезд

По сохранившемуся участку КБЖД можно прокатиться на ретро-поезде — так лучше прочувствовать атмосферу старины. Экскурсионный состав отправляется из Иркутска и следует до Слюдянки, а оттуда по КБЖД до Порта Байкал. В порту туристы пересаживаются на паром, на котором переправляются в Листвянку, а оттуда на автобусе возвращаются в Иркутск. В Порту Байкал и Слюдянке предусмотрены стоянки. Экскурсия занимает 12 часов.

Второй вариант железнодорожного путешествия предусматривает поездку по КБЖД на пригородном поезде, который курсирует между станциями Слюдянка-1 и поселком Байкал. Местные жители называют его «мотаней», потому что он мотается туда-сюда. Поезд ходит четыре раза в неделю. Поскольку скорость движения не превышает 20 км/ч на дорогу уходит порядка 5 часов.

 

Пешком вдоль КБЖД

 

Пешком по шпалам

Пешком по шпалам

Любители трекинга, как правило, выбирают пеший маршрут путешествия по Кругобайкальской железной дороге. Протяженность маршрута вдоль дороги составляет 89 км. За один день такое расстояние не преодолеть, но в пути можно ночевать на турбазах или в палатках на берегу Байкала. Маршрут включает 38 тоннелей, 15 галерей и большое количество виадуков. Один только Хабартуйский комплекс длиной 2 км состоит из 3 тоннелей, 4 галерей, 6 мостов и 12 подпорных стенок.

 

На теплоходе

 

По воде

По воде

На КБЖД можно посмотреть со стороны Байкала, с борта теплохода. В этом случае уникальные инженерные сооружения видны с необычного ракурса. Путешествие начинается в Иркутске, откуда теплоход спускается по Ангаре к Байкалу, идет в Листвянку, а потом вдоль берега, где проложена железная дорога. Достоинством этого варианта является возможность увидеть постройки, которые с суши в принципе увидеть невозможно.

В пути теплоход делает стоянки на мысах Толстый и Половинный, а также в поселке Шумиха. В случае неблагоприятной погоды стоянку в Шумихе исключают. Водные экскурсии доступны в период с мая по декабрь.

 

 

 

Советы туристам

 

Лучшее время для визита

 

Лето — лучшее время для походов по КБЖД

Лето — лучшее время для походов по КБЖД

У каждого сезона есть свои положительные и отрицательные стороны.

Летом тепло, светит солнце, царит буйство зелени. В это время года доступны все виды транспорта, комфортно ходить пешком, ночевать в палатке. Туристам предлагают поездки на ретро-поезде и экскурсии. На Байкале можно увидеть не только чаек, но и нерп. Минусом является большое число туристов и, как следствие, завышенные цены. В июле частыми гостями являются дожди.

Осень радует золотым нарядом листвы, что существенно повышает фотогеничность прибайкальских пейзажей. Число туристов уменьшается, а погода по-прежнему балует солнцем. Из минусов — уменьшение светового дня. В это время года доступны пешие маршруты вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Зимой тоже можно путешествовать по исторической дороге. Тоннели, галереи и виадуки в белоснежном обрамлении выглядят необычно. Дополнительный колорит создают сосульки. Зимой можно покататься на хивусе — так называют судно на воздушной подушке. Однако туристские поезда ходят не так часто, требуется теплая одежда и помещение для ночлега.

Весна — не самое лучшее время для путешествий по КБЖД. В это время года погода отличается нестабильностью, оттепель сменяют заморозки и активизируются клещи.

 

Рекомендации по снаряжению и безопасности

 

Не ходите в одиночку. Создавайте шум!

Не ходите в одиночку. Создавайте шум!

Выбор снаряжения во многом зависит от варианта путешествия — пешего, водного или железнодорожного. Во всех случаях важно, чтобы обувь была разношенной, удобной, с толстой подошвой. Это условие вызвано тем, что придется много ходить по камням и шпалам. Учитывая капризную байкальскую погоду, стоит захватить влагозащитную куртку и дождевик. Вечерами даже летом может понадобиться свитерок или кофта.

Весной на охоту выходят клещи, поэтому полезными будут длинные штаны и рубашки с длинным рукавом. Для защиты от насекомых понадобятся репелленты и москитные сетки. Вечером перед сном следует тщательно осмотреть тело на предмет клещей. Эта процедура особенно актуальна в мае. В лесу водятся медведи. Чтобы не травмироваться, для прогулок по тоннелям понадобится фонарик.

 

 

 

Как добраться и где остановиться

 

Вокзал в Слюдянке

Вокзал в Слюдянке

 

Транспорт из Иркутска, Листвянки и других пунктов

 

Из Иркутска до КБЖД можно добраться на экскурсионном поезде или теплоходе. Из Слюдянки по тупиковому участку Кругобайкальской железной дороги ходит электричка до поселка Байкал. Из Листвянки организуют экскурсии на хивусах или катерах.

 

Варианты жилья и базы отдыха на маршруте

 

В Слюдянке, которая обычно является стартовой точкой для путешествия по КБЖД, имеется несколько гостиниц. На 102-м км КБЖД находится база отдыха «Шумиха», на 138-м — «Шарыжалгай», на станции Уланово (98-й км) — «Хвойная». В поселке Байкал работает гостиница. Вдоль железной дороги есть стоянки с костровищами и кемпинг «Юрта» в поселке Буравщина.

Приключения от нашего турклуба в этом направлении

Другие достопримечательности

 

×