В наших путешествиях уже побывали 92 951 человек и им понравилось

Хочу в путешествие!
мы рекомендуем

По России:8-800-200-70-23Бесплатно по всей России

С-Пб:+7 (812) 701-08-10

Москва:+7 (495) 320-11-20

Заказать обратный звонок

Походы и путешествия с 2003 г.

Приглашаем в путешествия! Сборные группы. Выбери активный тур с приключениями! Всего запланировано 1 576 походов по 509 маршрутам

Сплав по реке Умба: описание

Регион открыт для посещений
  • Регион: Кольский (все походы в этом регионе)
  • Нитка:Автомобильный мост, порог Падун (3-4 к.с.), озеро Капустное, п. Разбойник (3 к.с.), п. Карельский (2 к.с.), п. Кенозерский (3 к.с.), оз. Канозеро, п. Кривец (2 к.с.), п. Паялка (3-4 к.с.), п. Морской (3 к.с.), Белое Море, пос. Умба
  • Длина: 150 км (100 км сплав + 50 км на моторе по Канозеру и Белому морю)
  • Сложность: опыт не обязателен, средняя сложность
  • Длительность: 7 и 10 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 6 до 21 человека
  • Участие с детьми: можно взять с собой детей от 14 лет
Координатор:
новости похода фото из походов
Инструкторы:

Умба одна из самых полноводных рек Кольского полуострова. От начала сплава до впадения в Белое море она падает на 140 метров, образуя 12 мощных порогов, множество шивер и перекатов, которые мы пройдём на катамаранах.

Умба вытекает из большого озера Умбозера (от саамского слова “умб” — закрытый), расположенного между горными массивами Хибины и Ловозерские тундры. В него впадает множество горных речек, поэтому вода в нём очень чистая и прозрачная, как и в Умбе-реке. Уровень воды в реке относительно карельских рек высокий в течении всего лета, а значит, пороги Умбы весь сезон достаточно мощные и интересные для сплава.

Июнь — отличное время для настоящего сурового северного сплава: наиболее высокая вода и мощные пороги, полярный день и больше всего комаров и мошек. В июле уровень воды обычно опускается до среднего, пороги интересные и не такие жёсткие. Весь июль длятся белые ночи, поспевает морошка, а к концу месяца появляются первые грибы и созревает черника. Самое тёплое время с середины июля по середину августа. Комаров и мошек становится меньше. В августе уровень воды и мощность порогов обычно минимальны, но это до первых дождей, которые снова напитывают реку. В августе много грибов и брусники, местами ещё встречается черника. К середине августа северные ночи становятся тёмными, и фонарик в походах уже необходим. С 25 августа и в начале сентября на Умбе можно увидеть северные сияния и разноцветную осень.

Дневная температура воздуха в июне около +10-15ºС, ночью +5-10ºС. В июле в среднем +15-20ºС днём и +10-15ºС по ночам. Со второй половины августа становится как в июне, а первые две недели сентября обычно стоит хорошая погода, традиционное бабье лето.

Пороги на Умбе до 3-4 категории сложности в зависимости от уровня воды. Сложность порогов выше, чем на классических карельских реках, таких как Шуя, Кереть, Писта, но проще, чем пороги Тумчи и Кутсы. Помимо порожистых приключений нас ждут озёра, ламбины (разливы реки) и плёсы. На спокойных участках мы будем учиться правильно грести и осваивать технику управления катамаранами под руководством наших инструкторов. А большие озёра и морской путь пройдём под моторами.

Для сплава на катамаранах это безопасный и доступный маршрут средней сложности. Из-за изменчивой погоды и близости моря мы его рекомендуем лицам старше 14 лет. Однако, если у вас и ваших близких в этом походе уже есть опыт сплавов, можно участвовать и с меньшего возраста.

Сплав по Умбе — оптимальный по нагрузке и динамике маршрут. При 7-дневной программе реку пройдём за 5 дней с одной днёвкой, то есть за 4 ходовых дня и 2 дня проведём на море. В случае 10-дневной программы пойдём медленнее, будем делать больше остановок, с глубоким погружением. За 7 ходовых дней с парой днёвок пройдём реку и 3 дня проведём на море. Программа может быть изменена инструктором исходя из погодных условий, состояния и желаний группы.

Сплавляемся по Умбе на 6-местных и 4-местных спортивных катамаранах. Посадка на коленях, но можно сидеть и на попе. На четверках могут идти участники, желающие получить больше экстрима, а на катах-шестёрках обычно собираются любящие более спокойный отдых и те, кто первый раз берёт в руки весло. С группой идут 2-3 инструктора, которые научат всех основам техники водного туризма (ТВТ), премудростям походной жизни и организуют отличное приключение!

Кульминацией речной части маршрута станет выход в Белое море. Оказывается вода в море действительно солёная! Пройдём вдоль скалистых берегов 5-10 км и встанем на одной из диких морских стоянок среди огромных сосен. Сделаем морскую баню, а это совсем не то же самое, что речная или озёрная баня :) 

В море хорошая рыбалка, а если не ловится, можно купить рыбы у местных рыбаков, которые занимаются промыслом в так называемых тонях в этом регионе. Тоня — рыболовецкий участок в море, изба, небольшое хозяйство и несколько промысловиков, которые живут там весь сезон. В море мы ловим с береговых скал и выходим на катамаранах на рыбалку. Со скал можно кидать спиннинг, а с катамарана подойдут снасти для вертикального блеснения или донки. Рыбачим на глубинах 15-30 метров.  

Пейзажи и природа Белого моря уникальны: величественные скалы, огромные сосны, пляжи, валуны и разнообразие северных растений. Приливы и отливы, которые происходят 2 раза в сутки. Множество морских птиц, а если повезёт, можно встретить белуху и тюленя, а не только вездесущих громких чаек! 

Подводный мир Белого моря достаточно разнообразен: видны подводные скалы, поросшие водорослями, и морской капустой — ламинарией, в глубине встречаются мягкие кораллы, актинии и губки. Прозрачность воды позволяет видеть на десяток метров. На дне в отлив можно найти морских звёзд самых разных размеров.

Традиционно мы делаем отличные туристические бани на днёвках. Банный процесс является визитной карточкой КП, который запоминается надолго. Вечерком, на прекрасном берегу, с веничками и выбеганием в воду. Завхоз в такие дни достает из своих синих бочек самые вкусные заготовки и колдует с дежурными над невероятными рецептами! Какое блюдо ждёт вас: казан селёдки под шубой, паста карбонара или секретный “Антоновский салат”? 

Жить будем в палатках по 3-4 человека и ставить лагерь в самых красивых местах, а таких мы нашли немало. В приготовлении еды и заготовке дров будем участвовать все вместе

Просыпаться будем около 8-9 утра, на днёвках позднее. Дежурные под руководством инструктора приготовят на костре завтрак, остальные собирают личные вещи и бивачное снаряжение. После сытного завтрака обсудим план дня, ближайшие пороги и текущие вопросы похода. Загрузим катамараны, хорошенько разомнёмся перед выходом на воду и в путь! Наиболее сложные пороги будем проходить с осмотром и разбором прохождения. Также будем снимать прохождения друг друга. 

Во время ходовых дней будем грести по 4-6 часов с перерывом на обед и перекусами. 

Сотовые телефоны ловят на большей части маршрута, но стабильнее связь всё же в начале и конце маршрута. Основная часть маршрута проходит по глухим местам, населёнки на пути практически нет. Лучше всего берёт Мегафон.

Программа по дням

Программа написана для походов на 7 дней. Для 10-дневных всё тоже самое, но короче переходы, больше стоянок и днёвок, поэтому скорость прохождения программы другая. 

ДЕНЬ 1 (ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Встречаемся на вокзале ж/д станции Апатиты. Знакомимся с инструкторами в фирменных оранжевых футболках или с символикой Клуба. Садимся в микроавтобусы и выезжаем, трансфер до места старта займёт около 1 часа. По дороге Кировск–поселок Октябрьский доезжаем до автомобильного моста. На берегу собираем катамараны, ближе знакомимся, разбиваемся по катамаранам в зависимости от сплавного опыта, снаряжения и пожеланий, готовимся к выходу на воду. Во время вкусного завтрака инструкторы познакомят с нужной базовой информацией по маршруту, ответят на вопросы про организацию сплава в целом.

Затем мы получаем спасательные жилеты, каски и вёсла, а личные и общественные вещи пакуем в непромокаемые гермомешки (предоставляются Клубом). Инструкторы проведут обязательный инструктаж по технике гребли и технике безопасности на воде, обучат управлению катамаранами и объяснят возможные ошибки гребущих. Очень важная часть безопасного сплава — разминка перед сплавом, не ленитесь, и тогда сплав пройдёт бодрее, а конечности на следующий день скажут «спасибо»!

Затем мы спустим нашу флотилию на воду. По мере готовности крепим снаряжение на катамараны в специальные багажные отделения или фиксируем на настилах. Теперь пора в путь! Вдалеке синеют склоны Хибинских гор, их ещё будет видно в течение нескольких дней пути.

На спокойном участке реки с небольшими шиверами (участок быстротока с валами) инструкторы ещё раз покажут всем экипажам как грести, помогут с возникшими вопросами по управлению катом на спокойной и бурной воде.

В общей сложности до первого серьёзного порога Падун (3-4 категории сложности) пройдём 8 км, что займёт полтора часа. Некоторые к этому моменту уже придумают яркое и запоминающееся название своему судну, что сделает водные приключения ещё веселее и атмосфернее ;)

Порог Падун считается знаковым на Умбе, его мы проходим с обязательным осмотром с берега. Первая ступень километрового порога — водоскат с падением около 2-х метров, после которого поток существенно разгоняется до второй ступени с валами до полутора метров. Третья ступень состоит из серии больших валов и бочек (пенный вал с противотоком) на 300-метровом участке. На выходе идёт мелководная выходная шивера. На берегу инструкторы объяснят последовательность действий каждого члена экипажей и правила взаимостраховки на воде. Также организуем фотосъемку прохождения, чтобы первое серьезное препятствие на реке запомнилось надолго.

После адреналина на Падуне мы пройдём ещё несколько перекатов и через 3 км выйдем в Верхнее Капустное озеро. Озеро мелководное, берега в основном низкие, песчаные, поросшие елями и соснами. По озеру идти около 5 км до левой протоки в Среднее Капустное озеро. В протоке мы пройдём мощный и красивый порог Верхний Капустный (2 к.с.), который начинается узкой струёй с хорошими валами и завершается шиверой с камнями на выходе.

В среднем Капустном озере встаём на ночлег.

ДЕНЬ 2 (ПОНЕДЕЛЬНИК)

После разминки, сытного завтрака и сбора лагеря выходим на воду. В первой половине дня маршрут без препятствий. Продолжаем обучение гребле, оттачиваем навыки, учимся держать темп и дыхание. Потихоньку наступает стадия, когда можно грести, дышать и разговаривать одновременно, ещё и смотреть по сторонам.

Среднее Капустное озеро около 4 км длиной, берега низкие, заросшие северным еловым лесом. А какое небо бывает над этими просторами озёр! Такие облака — фирменные северные, просто незабываемо! В проливе, соединяющем Среднее и Нижнее Капустное озеро, сохранились остатки старого деревянного моста.

По мелководному Нижнему Капустному озеру проходим ещё около 4 км до начала реки. Местами на середине озера глубина меньше, чем по колено, а фотки с этого перехода получаются эпические!

Через 1,5 километра проходим несколько перекатов (мелководный участок русла) и шивер. После небольшого разлива начинается достаточно серьёзный порог Разбойник (2-3 к.с.). Это большой и интересный порог длиной около километра. Широкое русло с множеством камней, валов и небольших бочек даёт нашим экипажам отработать навык маневрирования и быстрого принятия решения капитанами. Через 500 метров русло сужается, сливы и бочки становятся заметно сильнее.

После Разбойника есть отличная стоянка, где мы приготовим горячий походный обед на костре. Также после порогов в удобное время мы разбираем траектории прохождения группы, продолжая изучать ТВТ — технику водного туризма. 

Пройдя два небольших разлива, называемых Дедковыми ламбинами, выходим в большую Дедкову (Деткову) ламбину. Поморское слово ла́мбина означает озероподобный разлив реки, небольшое и мелкое проточное озеро. Через несколько километров проходим ещё один старый бревенчатый мост, от которого остались одни опоры и часть пролётов. Идём через широкий центральный проход, где высшим пилотажем считается провести катамаран не задевая деревяшек. На правом берегу виднеются развалины деревни Дедкова ламбина, как населённый пункт существовала в 1948–1982 годах для жилья лесозаготовщиков.

Рубить и заготавливать лес вдоль Умбы-реки начали ещё в начале прошлого века. Лесосплав вёлся сначала вблизи посёлка Умба, а потом постепенно поднялся по реке Кривец до Канозера. Лес тогда рубили очень аккуратно, обязательно «карзали» — очищали от коры каждое дерево. Делалось это чтобы не наносить урона реке, как это было впоследствии, когда сплавляли по реке неочищенный лес: кора покрывала нерестилища, загубив много нерестовых ям. Для перенимания науки лесосплава приглашали опытных сплавщиков с Северной Двины, Вологодчины. Рубили лес зимой и доставляли к берегам рек, весной по большой воде сплавляли вниз по реке. Как раз по берегам следующего порога можно заметить вросшие в склоны очищенные деревья: по ним скатывали лес в воду.

За очередным поворотом нас ждёт шикарный порог Семивёрстный (1-2 к.с.) длиной около 7 км, которые проходятся на одном дыхании. Наиболее интересны и сложны в нём первые ступени, остальные ступени — большая шивера с хорошим быстротоком среди сада камней и приятной рыбалкой.

После Семивёрстного порога мы выходим на красивый участок реки, названный Жемчужным плёсом. Его длина почти 4 км, река течёт среди высоких песчаных берегов, поросших стройными соснами. Место с невероятным видом и хорошими стоянками, здесь мы разобьём сегодняшний лагерь, чтобы полюбоваться закатами и Хибинами на горизонте.

Задолго до лесосплава, в 17-19 веках в этих местах велась добыча речного жемчуга. Пресноводная жемчужница, известная как перловица, даёт более мелкие зерна, чем тропические моллюски, однако речной жемчуг очень разнообразен по форме, обладает широкой гаммой цветов и оттенков. Есть мнение, что знаменитая шапка Мономаха расшита именно кольским жемчугом. Перловица очень чувствительна к избытку в воде загрязнителей и может существовать только в чистых реках. Ученые установили прямую связь между обилием семги и жемчужницы в реке. На кольских реках огромный урон колониям жемчужниц был нанесен в 1927 году, когда их раковины в массовом количестве добывались для производства перламутровых пуговиц.

ДЕНЬ 3 (ВТОРНИК)

После шикарного вечера в лесу Жемчужного плёса отправляемся в путь. Пройдём без осмотра несколько простых порогов Карежка-1 и Карежка-2 (1 к.с.). Увидим правительственную дачу с собственной вертолётной площадкой и войдём в длинный километровый порог Карельский (2 к.с.).

Порог представляет из себя широкую шиверу с локальными валами и бочками, также в нём очень много коварных надводных и подводных камней. Кстати, для большинства из разновидностей каменных и водных препятствий водники придумали свои названия: черепаха, чемодан, клык, троллейбус, жандарм, жандармёнок, одеяло, постамент, зуб, затычка, обливняк и другие. Мы обязательно познакомимся с некоторыми из них во время сплава по Умбе!

Далее река разливается, мы будем маневрировать, чтобы не сесть на камни или не врезаться в берег на полном ходу. И в том, и в другом случае инструкторы объяснят чёткую последовательность действий и технику безопасности, чтобы все события остались в памяти как прекрасные приключения! 

Подходим к Канозерскому порогу (3 к.с.), это красивый и интересный километровый порог также состоит из нескольких ступеней, имеет входную и хитрую выходную шиверы. Здесь будет возможность отточить мастерство слаженной и безупречной парковки к берегу, иначе струя мощно затягивает в порог, но справляются, в основном, все :)

В первой части порога струя петляет среди груды камней, образуя мощные бочки. После скального островка в центре русла река разливается, разбиваясь на многочисленные струи с валами, зубьями и скальными обломками. Порог идём с обязательным осмотром, обсуждая самые интересные и безопасные траектории прохождения для каждого из катамаранов. Также организуем фотосъёмку с высокого левого берега, порог выглядит достаточно эпично на всём протяжении и кадры получаются что надо! 

Дальше река становится шире и мельче, разливается на несколько протоков, которые впадают в огромное красивое Канозеро. Кстати, максимальная глубина в речной части маршрута — 10 метров, — определяется именно в Канозере. Вдоль восточного берега отмечен Канозерский заказник для сохранения и роста популяции лося. 

Но бесспорной жемчужиной Канозера считаются петроглифы — наскальные изображения первобытных людей, живших в эпоху неолита. Это были племена морских охотников, изобразивших в этой каменной летописи примерно 4-2 тысячелетия до н.э. сцены охоты на морского зверя, разнообразный и неузнаваемый животный мир, бытовые зарисовки, воинов, шаманов и беременных женщин. Пребывание людей носило здесь временный характер, не обнаружено ни стоянок, ни захоронений. На данный момент открыто около 1300 изображений в 18 группах на островах Каменный, Горелый, Еловый и материковой скале Одинокой. Исследования ведутся до сих пор, и удивительные находки новых петроглифов ещё случаются. 

Почти половина всех изображений Канозерского комплекса располагается на острове Каменном (Скалистом), где к 2015 году возвели стеклянный купол и организовали познавательные регулярные экскурсии. Мы обязательно посетим это знаковое место. 

По Канозеру мы пойдём под мотором около 22 км. Около выхода из Канозера встанем на одном из красивых песчаных пляжей, который мы среди инструкторов называем Баунти. Озеро огромное, его противоположный берег скрывается за горизонтом, а острова как будто парят в воздухе над водной гладью, образуя интересные миражи.

В озере водится большое количество рыбы, в основном окунь и щука, в реке на перекатах берёт хариус и форель.

ДЕНЬ 4 (СРЕДА)

Днёвка, а значит, мы вовсю отдыхаем, никуда не снимаемся лагерем и наслаждаемся видами, играми на поляне, деликатесами из запасов нашего опытного завхоза. Делаем походную баню на Канозере, с вениками и расслабляющей парилкой. Вечером особенно приятно бежать в Канозерский закат в поисках местечка поглубже, ведь здесь прекрасные песчаные отмели!

Днём вместе с желающими сходим на разгруженном катамаране в самые рыбные места, подальше от популярных маршрутов. Мы-то знаем, где поймать огромную трофейную щуку! Остальные могут пособирать ягоды, рядом на болотцах растёт ароматная ягода морошка, брусника. 

ДЕНЬ 5 (ЧЕТВЕРГ)

Сегодня вечером мы выйдем в долгожданное Белое море, а до этого весь день наслаждаемся финальными порогами и нашей уверенной техникой управления катамаранами!

Из Канозера Умба вытекает двумя протоками — реками Кица и Родвинга, мы пойдём по Родвинге. До Пончозера встречаются небольшие перекаты, но в основном Родвинга спокойна. После выхода из Пончозера начинаются мощные 3 км порога Большой Кривец (2-3 к.с.). Бесконечная череда валов, бочек и прижимов. К этому времени наш опыт позволит нам заходить в порог разными бортами, немного хулиганить под присмотром инструкторов и получать новый опыт в прохождении водных препятствий. 

После небольшого плёса проходим порог Малый Кривец, который не оправдывает своё название, являясь прямым быстротоком. Пройдём стационарные рыбацкие сети, которые перегораживают всю реку. Они установлены для контроля популяции горбуши, прямого конкурента ценнейшей сёмги, потому что Умба — нерестовая река и испокон веков славилась своими рыбными богатствами. После сетей Умба достаточно узкая и быстрая.

За плёсом после очередного быстротока видна деревня Погост. Зарегистрирована в 1932–1933 гг. как лесозаготовительный пункт. К 1938 проживало 146 человек. Что интересно, именно на этом месте первоначально находилось село Умба (XV в.). В летописи 1585 года сказано: «Вверх по реке Умбе, от волости десять верст, погост старой, где стояла волость Умба преж сего, а на погосте церковь Воскресение Христова пуста, на том погосте косят сено». В начале XVII в. это место называлось «Старый», а также «Воскресенский» погост. 

За крутым поворотом за Погостом качаемся на валах и выходим в вытянутое озеро Медвежье плёсо, которое мы пройдём под мотором. Плёс, заросший водорослями и белыми лилиями, тянется до бетонного моста автодороги Умба–Кандалакша. Уже здесь можно почувствовать первые намёки на близость моря, по берегам стоит более густой лес, скальные выходы по берегам всё выше, а в воздухе появляется бодрящая свежесть. К этому месту река теряет большую часть своей изначальной высоты: исток Умбы расположен на выходе из Умбозера на высоте 149 м.

Через 3-4 км ниже моста подходим к порогу Паялка (3-4 к.с.). Один из самых впечатляющих и красивых порогов на реке, чья мощь практически не зависит от уровня воды в целом: здесь в узкий слив устремляется вся вода бассейна Умбы, с перепадом высоты почти 12 метров. Идём без осмотра, под чётким руководством капитанов катамаранов. Порог состоит из двух ступеней, разделённых небольшим разливом. Первая ступень, или по некоторым лоциям — порог Вознесенский, длится метров 250-300 с мощнейшими валами, в том числе и косыми. Вторая ступень, или порог Куреньгский, метров 150 с ещё более мощными валами и бочками. 

Воображение дорисовывает здесь суровый лесосплав из прошлого века. Как они справлялись с этим участком реки? А сколько впечатлений здесь получили несколько поколений каякеров и байдарочников? Сейчас и мы присоединимся к их адреналиновому родео, смело заходя на нужную струю-язык! Главное, не сесть на коварные камни у входа ;)

На левом берегу у порога Паялка располагается Умбский рыбоводный завод. Выглядит не так пафосно, как звучит, но имеет долгую, почти столетнюю уже историю. Умбский рыбозавод был основан на базе хозяйства купца Язикова — скупщика семги у населения Терского берега. В селах ему принадлежали амбары, где складировалась скупаемая рыба. Рыба поставлялась в Архангельск, Петербург, например, в Елисеевские магазины и к царскому двору. В 1932 году на месте ныне существующего завода начали строить рыбпункт приемки и засолки, цех вяления, коптилку, холодильник, бондарную и механические мастерские. Умбский рыбозавод был второй по величине организацией поселка после Умбского леспромхоза вплоть до 90-х годов. В наше время на рыбозаводе помогают восстанавливать популяцию лососёвых, выпуская в реки Мурманской области около полумиллиона мальков «царской рыбы».

Буквально через 200 метров после Паялки проходим интересный порог Горка (2 к.с.). Это небольшой участок падения с мощными валами, причём вал на входе в порог имеет высоту около двух метров с опрокидывающейся шапкой воды. В этом пороге наблюдается интересная оптическая деталь: сначала мы видим всех участников экипажа-первопроходца. Потом только рулевых. Потом только загребных. Затем опять рулевых с кормы, дальше вёсла тех, кто сидит на носу. И так несколько раз, очень весело!

Пока ждём прохождения других экипажей из нашей группы, набираем с запасом пресную воду в ёмкости, потому что на морских стоянках в солёной воде готовить не будем. 

Ещё метров через 500, после автомобильного моста в деревне Старая Умба, проходим завершающий порог Морской (1-2 к.с.). Делаем здесь финишную ромашку, когда все гребцы соединяют поднятые вёсла в одной точке над катамараном с радостным криком. Потом с прекрасным чувством победы причаливаем к левому берегу, утепляемся, соединяем катамараны и мчимся в море!

Проходим мимо деревни Старая Умба и оказываемся в устье реки, откуда выходим в Белое море. Умба, как говорят, была богата серебром и свинцом. В XVIII веке предприниматели задумали было разрабатывать серебряные залежи в устье реки Умбы, но забросили это дело ввиду его явной невыгодности в тяжелых местных условиях, и вместо этого занялись первыми поставками северного леса.

В зависимости от погоды идём под мотором от двух до десяти километров, выбираем стоянку покрасивее и разбиваем там лагерь. Здесь мы на следующий день сделаем ещё одну днёвку, морскую баню с солёной водой и отлично проведём время.

ДЕНЬ 6 (ПЯТНИЦА)

Днёвка на Белом Море, отдыхаем среди огромных крепких сосен. На отливе гуляем по отмели, исследуем литораль — участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива, оставляя на берегу деревяшки, ракушки и уникальных обитателей мокрого песка. На каменные лбы в шторм море выносит огромные брёвна, оставшиеся от лесосплава. Некоторые из них очень удачно застревают среди скал, создавая прекрасные скамеечки для созерцания бескрайнего моря и закатов.

В море ловится треска, морской окунь и другие. А вот сёмгу иногда быстрее купить у местных рыбаков с лицензией, потомков тех самых поморов, так как в морской рыбалке своя специфика и секреты.

Вечером делаем морскую баню с поливанием раскалённой каменки солёной водой. Пар в такой бане плотный из-за концентрации солей и йода, заполняет всю парилку как молоко. Дышим медленно этим целебным паром, наслаждаемся бодрящим заныриванием в вечернее Белое море.

ДЕНЬ 7 (СУББОТА)

Утром отдыхаем на море. Подводный мир Белого моря разнообразен: в прозрачной воде видно подводные скалы, поросшие разнообразными растениями, морские звезды, на дне можно заметить камбалу и других морских рыб. После обеда идём под мотором по морю до посёлка Новая Умба. 

На берегу посёлка стоит современный умбский лесозавод, в дореволюционные годы принадлежавший купцу Беляеву. В 1898 году одновременно с появлением лесопильного завода «Товарищества Беляева» рядом со старым сельским поселением возник рабочий поселок Лесной. Впоследствии посёлок разросся и соединился мостом со Старой Умбой. 

Так же, как и рыбозавод, история лесозаготовки повторяет общую канву страны. Было всё: вековые сосны на конных обозах, затухание деятельности после революции и гражданской войны, затем шведские станки и огромные склады пиломатериалов, лучковые пилы и электрификация северного посёлка, стахановское движение, комсомольцы на фронте, женщины-станочницы и пятилетка за три года, послевоенное наращивание мощи и пожар на Беляевском заводе в 90-е. Потихоньку лесозаготовки восстанавливаются, посёлок приобретает черты современности и умбяне, очень преданные своим родным местам, с охотой рассказывают духоподъемные истории своего края.

Тем временем, мы причаливаем к берегу — наше водное путешествие заканчивается! На берегу у магазина собираем вещи, переодеваемся в городскую одежду и снова в микроавтобус. Трансфер 130 км до города Кандалакша, уезжаем домой на вечерних и ночных поездах.

Ближайшие походы

Сроки без дороги
Инструктор
Количество мест
Цена
Заявка
14.06 - 20.06.2020
  • Александр Зайцев
  • Владислава Ракова
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
13 / 21
16 000 ₽ 17 500 ₽
21.06 - 27.06.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
6 / 21
16 000 ₽ 17 500 ₽
28.06 - 04.07.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
8 / 21
16 000 ₽ 17 500 ₽
05.07 - 11.07.2020
набор группы окончен
  • Инструктор КП
мест нет
16 000 ₽ 17 500 ₽
05.07 - 14.07.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
13 / 21
18 000 ₽ 19 500 ₽
12.07 - 18.07.2020
  • Инструктор КП
есть места
16 000 ₽ 17 500 ₽
16.07 - 25.07.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
осталось 3 места
18 000 ₽ 19 500 ₽
19.07 - 25.07.2020
  • Инструктор КП
4 / 21
16 000 ₽ 17 500 ₽
26.07 - 01.08.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
6 / 21
16 000 ₽ 17 500 ₽
26.07 - 04.08.2020
  • Инструктор КП
3 / 21
18 000 ₽ 19 500 ₽
02.08 - 08.08.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
осталось 4 места
16 000 ₽ 17 500 ₽
06.08 - 15.08.2020
  • Инструктор КП
5 / 21
18 000 ₽ 19 500 ₽
09.08 - 18.08.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
8 / 21
18 000 ₽ 19 500 ₽
16.08 - 22.08.2020
  • Инструктор КП
есть места
16 000 ₽ 17 500 ₽
20.08 - 29.08.2020
  • Любовь Яковлева
  • Николай Морозов
  • Андрей Сухов
7 / 21
18 000 ₽ 19 500 ₽
23.08 - 29.08.2020
  • Инструктор КП
есть места
16 000 ₽ 17 500 ₽
30.08 - 05.09.2020
  • Инструктор КП
есть места
16 000 ₽ 17 500 ₽
Записывайтесь смелее, приключения вас ждут!
Что включено в стоимость:
  • 3-разовое питание на маршруте
  • прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
  • прокат катамаранов, спасжилетов, гермомешков
  • инструктор (опытный путешественник)
  • автотранспортные переезды
  • групповая аптечка
Что не включено в стоимость:
  • ж/д билеты
  • питание в поезде
  • прокат личного снаряжения (спальник, пенка-коврик)

Как добраться

  • Туда

    Встреча группы с инструктором на ж/д платформе ст. Апатиты в 08:00 (напротив здания вокзала).


    Рекомендуемый поезд:
    16А Москва - Апатиты, отпр. в 00:41, приб. в 07:55 в первый день похода.
    16А СПб - Апатиты, отпр. в 9:50, приб. в 07:55 в первый день похода.


    Также можно посмотреть поезда:
    92А Москва - Апатиты
    226С Москва - Апатиты


    Также можно приехать на своём автомобиле. Для этого нужно доехать до г. Кандалакша и оставить свою машину там на парковке (есть охраняемые), потому что завершим поход мы в г. Кандалакша. Далее доехать от Кандалакши до Апатит на любом подходящем проходящем поезде (примерно 1 час 30 мин в пути, рекомендуем на поезде 16А). В Апатитах встреча с группой в 8:00. 

  • Обратно

    Уезжаем от г. Кандалакша на любых поездах с отправлением после 22:00 в последний день похода.

    Рекомендуемые поезда:
    15А Кандалакша - Москва, отпр. в 01:27 (на следующий день после окончания похода), приб. в 6:50.
    15А Кандалакша - СПб, отпр. в 01:27 (на следующий день после окончания похода), приб. в 22:16.

    293А (Мурманск - Анапа)


     

  • Примечания

    Если вы приехали раньше: переночевать в Апатитах можно в хостеле "Шери" или гостинице "Аметист"

Отзывы участников

смотреть все отзывы (128)
  • 10.09.2019
    Загребной матрос легкой четверки

    Писать, что это прекрасно, великолепно, и прочее не буду, написано неоднократно. Скажу, что все, о чем мечталось, ПОЛУЧИЛОСЬ!!!! Адреналиновые пороги, необыкновенная природа, рыба, грибы, ягоды, изумительные озера, баня, остров Каменный...

    читать полностью
  • 09.09.2019
    Нескромный матрос капитана Ванильная Булочка

    Это было что-то необыкновенное! Как только весло воткнулось в воду, сразу стало понятно, что сплав захочется повторить, а в самых смелых планах - сделать образом жизни)) Профессиональная работа инструкторов и...

    читать полностью
  • 09.09.2019
    Скромный матрос капитана Ванильная Булочка

    Что? Ты ещё не понял идти или не идти на сплав?! Отставить сомнения, салага! Это то что тебе нужно прямо сейчас! Бурю эмоций я тебе гарантирую! Если не сдрейфишь! Этот...

    читать полностью