В наших путешествиях уже побывали 113 022 человека и им понравилось

Хочу в путешествие!
мы рекомендуем

По России:8-800-200-70-23Бесплатно по всей России

С-Пб:+7 (812) 701-08-10

Москва:+7 (495) 320-11-20

Заказать обратный звонок

Походы и путешествия с 2003 г.

Приглашаем в путешествия! Сборные группы. Выбери активный тур с приключениями! Всего запланировано 2 055 походов по 558 маршрутам

Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча: описание

Регион открыт для посещений
  • Регион: Кольский (все походы в этом регионе)
  • Нитка:пос. Алакуртти, порог Первенец (3 к.с.), п. Падун (3-4 к.с.), п. Водопадный (2 к.с.), п. Кривой (3 к.с.), п. Красивый (3 к.с.), п. Яма (3 к.с.), п. Котёл (3-4 к.с.), п. Карниз (3-4 к.с.), п. Змея, п. Шляпа (3 к.с.), Иовское водохранилище, село Зареченск.
  • Длина: 55 км (55 км. сплав по реке + 50 км. на катере по водохранилищу)
  • Сложность: средняя сложность
  • Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 6 до 21 человека
  • Участие с детьми: можно взять с собой детей от 16 лет
Координатор:
новости похода фото из походов
Инструкторы:

Тунтсайоки (а после слияния с Кутсайоки — Тумча) по праву считается жемчужиной Кольского полуострова. Эти места стали доступны для туристов сравнительно недавно, поэтому реку окружает нетронутая природа. Пейзажи завораживающие: тундра с ягелем, заросли карликовых берёз, настоящая северная тайга, огромные валуны, а на горизонте — хмурые сопки нагорья Манселькя (624 м).

Но мы едем не только за красотой — нас зовёт неукротимая стихия. Рёв воды, зажатой скалами, мощнейшие бочки и течение... Тунтсайоки и Тумча считаются одними из самых спортивных рек русского Севера. 

Наш сплав максимально динамичен и нацелен на прохождение препятствий и оттачивание техники водного туризма. Маршрут разработан так, чтобы провести больше времени на техничных порогах до 4 к.с. (к.с. — категории сложности от 1 до 6, где 6 к.с. непроходимое препятствие или препятствие предельного уровня сложности). 

Особое внимание опытные инструкторы уделяют тренировкам и обучению команды. Мы “ставим” и отрабатываем базовый навык — катамаранный гребок, учимся слаженно управлять катамараном с любой загрузкой, тренируем чёткий выход на струю, заход в суводь, траверс струи, откренки на судне. Добавляем более сложные элементы слаломной техники, такие как: посадка на вал, вход в бочку и выход из нее, управление катом в случае потери гребца, постановку ката на ровный киль после переворота и многое другое.

Участие в тренировках добровольное. Участники с высоким уровнем техники в свободное время могут самостоятельно кататься в порогах на к-2 и к-4. Так или иначе, никому скучать не придётся — всегда можно заняться обустройством лагеря, готовить нажористые обеды, отдыхать, ловить рыбу, гулять по лесу и фотографировать в порогах оверкили смелых водников. 

С группой идут 3-4 инструктора, между которыми распределены основные задачи по организации безупречного сплава. С учётом оптимального размера группы, внимание и поддержка достанутся каждому.

Катамараны. Маршрут проходит на проверенных спортивных катамаранах Raftmaster К-2 и К-4. На стапеле инструкторы распределяют участников по экипажам к-2, к-4 и к-6 в зависимости от опыта, экипировки и пожеланий.

Уровень воды в реке сильно зависит от погоды за неделю перед походом. Естественный максимальный уровень воды — в начале лета (после весенних паводков), а с начала июля уровень воды падает и пороги слабеют, становясь технически сложными из-за обилия появившихся камней. Вместе с тем питание реки — дождевое, поэтому, в случае обильных дождей, уровень воды может сильно подняться даже в конце лета, делая пороги мощнее и эффектнее.  

Погода. Погода на Кольском полуострове даже летом достаточно суровая, так как Тунтсайоки (и Тумча) находится около Полярного круга, где снег окончательно сходит только в конце мая. В июне температура воздуха приблизительно +10-12 градусов. В июле-августе, при условии тёплого лета, в отдельные дни воздух прогревается до +25-30, но в среднем температура ожидается не выше +20 градусов Цельсия. Температура воды в июне не больше +10, а к середине лета составляет обычно +12-15. При всём этом есть и плюсы такого климата: из-за удаленности реки от моря и гор, погода здесь более стабильная, затяжные дожди и сильные ветра бывают редко. 

В любом случае следует ответственно подойти к выбору личного снаряжения — посмотрите архив погоды в этом регионе и фотографии со сплавов прошлых лет.

Условия и комфорт. Мы живём в 3- и 4-местных палатках (предоставляются Клубом, но можно брать свои). Всю еду готовим на костре, назначая дежурных, которые помогают завхозу в организации питания. Не зря про нашу сытную раскладку ходят легенды — у нас и правда вкуснейшее горячее трёхразовое питание и перекусы. 

Ночуем в самых красивых местах на реке, делаем походную баню с вениками, заботимся друг о друге. Мы создаём комфортную атмосферу, в которой и экстремал-водник, и художник с акварелью найдут для себя сокровенное в чарующей природе Севера! Места стоянок могут варьироваться по усмотрению инструктора в зависимости от погодных условий, длины светового дня и уровня воды в реке.

Особенности региона. Примерно до середины июля здесь белые ночи и полярный день — фонарики в первой половине лета не нужны. Комаров и мошек здесь ощутимо меньше, чем на других реках, а к концу июля-началу августа их совсем мало — тем не менее, советуем взять с собой репелленты. Что касается рыбалки, то на Тумче ловится хариус, щука, окунь и пр. Леса также богаты на дары — во второй половине лета поспевает много ягод (голубика и морошка), а ещё позже появляется черника, а за ней брусника и грибы.

Связь. Бóльшая часть маршрута проходит вне зоны доступа. Сотовая связь ловит только в начале пути, первые 2 дня — рекомендуем по прибытии в Кандалакшу отписаться родным и близким и насладиться отпуском без телефона. В середине похода может работать МТС (инструкторы подскажут, где именно).

Мы рекомендуем перед сплавом по Тунсе и Тумче посетить наши катамаранные тренировки на пороге в Лосево в Ленобласти. А также размяться на майских сплавах в Карелии: классический сплав по Шуе, экстремальный сплав по Уксе (Уксунйоки) и связка рек Шуя + Укса.

Хотите бо́льшего? Выбирайте наши более сложные маршруты на северо-западе: сплавы по Кутсайоки и Тумче и по Красненькой, Кутсайоки и Тумче, которые проводятся только в высокую паводковую воду в июне. 

Также множество острых ощущений можно получить, пройдя Тунтсайоки и Тумчу на байдарках, ведь для байдарок летнего уровня воды будет более чем достаточно.

Программа по дням

День 1

Встречаемся рано утром на вокзале в городе Кандалакша. Знакомимся, решаем оставшиеся организационные вопросы и получаем вводную к сплаву.

Загружаемся в микроавтобусы и едем примерно 2,5 часа до поселка Алакуртти. Мы едем в приграничную зону, поэтому не убираем паспорта далеко — по дороге нас проверят пограничники.

Место стапеля (старта маршрута) будет зависеть от уровня воды в реке: в высокую воду мы начинаем поход на берегу Тунтсайоки, что в 3 км выше посёлка Алакуртти, а  в малую и среднюю воду, когда первые на реке пороги Первенец и Падун становятся труднопроходимыми, мы стартуем от автомоста перед порогом Водопадный.

По прибытии на стапель собираем катамараны и упаковываем вещи в непромокаемые гермомешки (предоставляются Клубом). Фиксируем гермы на судах, разбираем свои спасательные жилеты, каски и весла. Важный момент — если вы очень крупного телосложения и велик риск, что наши универсальные спасжилеты и каски не подойдут — пожалуйста, поговорите об этом заранее с координатором похода или консультантом магазина снаряжения.

Параллельно со сборами готовим на костре обед и лучше знакомимся друг с другом.

После обеда проходим инструктаж по технике безопасности и основам управления катамаранами, распределяемся по экипажам.

Приключения начинаются — мы выходим на реку! Сначала идём около 3 км по гладкой воде, учимся управлять катом и слаженно работать вёслами в разных ритмах. На воде инструкторы проводят дополнительный инструктаж — обучение на практике всегда важно.

Пройдя совсем немного, мы встречаем первые мощные пороги. После старого моста в Алакуртти проходим с ходу (без предварительного просмотра с берега) порог Первенец (3 к.с.). Это интересный продолжительный порог, который подарит нам яркие впечатления. 

Метров через 800 подходим к более серьёзному порогу — Падун (3-4 к.с.), который поджидает нас сразу за поворотом. Этот порог необходимо осмотреть, поэтому выходим на берег и слушаем инструкторов, которые объяснят каждому экипажу порядок действий. Ура, наша первая “четвёрка” покорена!

Двигаемся дальше. Проходим небольшой перекат (мелкое место на речке с каменистым дном), а затем пороги Двойной (2 к.с.) и Каменистый (2 к.с.), что находятся в посёлке Алакуртти. Вот мы и оказались у автомобильного моста через шоссе, по которому сегодня проезжали. Как мы уже упоминали ранее, по низкой и средней воде сплав начнётся именно от этого автомоста. 

Проходим изгиб реки и последующий перекат, затем 500 метров спокойной воды и… Слышите шум? Это наш следующий мощный порог — Водопадный (2 к.с.), который расположен среди скальных выходов. Первая его ступень — это косой слив с мощной бочкой или пульсирующим валом (в зависимости от уровня воды). После следует небольшой прижим и вторая ступень — выходная каменистая шивера, на выходе из которой придётся хорошо маневрировать, чтобы не застрять в камнях. Ну а если застрянем, не беда — просто столкнём катамаран и пойдём дальше. Заметим, что иногда ступени порога описывают как два разных порога — Водопадный-1 и Водопадный-2. 

Водопадный мы проходим без осмотра, но со взаимостраховкой: идём парами или тройками с небольшой дистанцией и следим друг за другом, фотографируем прохождения. Так проходят пороги на сложных реках.

После Водопадного следуют 8 км плёса — река будет спокойная и без порогов. Мы не расслабляемся, а продолжаем отрабатывать гребную технику и тренироваться! Доходим до порога Кривой (3 к.с.) — это красивый порог с метровым водопадным сливом посередине. Этот порог мы осматриваем перед прохождением, а также подтягиваем теорию — разбираем, что такое языки, бочки, валы и телемарки. В первые километры сплава мы узнаем как можно больше о структуре потока, чтобы потом проходить пороги осознанно и со знанием дела.

Первую стоянку мы делаем перед порогом Кривой или сразу после него. Греемся у костра и сушим вещи — да, после сегодняшних порогов сухих вещей на нас осталось немного. Особенно досталось тем, кто сидел на носу катамарана... Но ничего страшного, это же было так круто! Чем труднее испытания, тем приятнее сейчас согреться за чашечкой чая, болтая с новыми друзьями.

День 2

Завтракаем и в путь! Сегодня нас ждут пороги шиверного типа — в них нет резкого перепада уровня воды, зато есть обилие камней. Такие препятствия часто считают простыми, ведь цена ошибки — подсадка на камень. Но обоснованно ли это? Далеко не всем удаётся пройти по камням чисто! Мы же с вами попробуем это сделать сегодня.

Выходим на воду. После вчерашнего порога река спокойная, но течение есть. Идём 7 км, встречая лишь небольшие перекаты, затем проходим порог Юрьев День.

Порог Юрьев День (2 к.с.) — достаточно длинный порог с хорошей бочкой на выходе (бочка — большой пенный вал с противотоком в русле реки), после него идёт череда шивер (шивера — относительно мелководный участок реки с выступающими камнями, быстроток с валами). Часто граница между входной шиверой и порогом условная, и шивера плавно переходит в порог.

Практически сразу после Юрьева Дня встречаем порог Скалистый Глаз (2 к.с.) и порог Надежда (2 к.с.) с островом посередине. Порог Надежда интересен косой бочкой со сложным подходом, поэтому мы его осмотрим, а ещё пофотографируем прохождение друг друга.

Далее следует порог Подкова (1 к.с.), после которого есть хорошая стоянка на песчаном пляже среди сосен. Кстати, выбор стоянок на маршруте в отдельных случаях может отличаться от этого описания — иногда какие-то места заняты другими группами, а иногда нам приглядывается новая симпатичная стоянка по пути.

Через 1,5 км спокойной воды мы проходим порог Март (2-3 к.с.), который абсолютно не читается с воды, так как слив с косой бочкой плохо виден среди камней. При необходимости мы осмотрим этот интересный порог, а если уровень воды позволит безопасно зайти лагом (боком) в бочку и повариться в ней, то уже сегодня мы познакомимся с силой воды и методами выхода из бочек. 

Следующие 4,5 км мы переводим дух и смотрим по сторонам — ну как же чудесен Север! Вокруг нас леса и камни, а мы словно летим по реке… На горизонте показывается порог Кошмарики (2 к.с.). Почему Кошмарики? Дело в том, что порог очень каменистый, и в малую воду при неправильном чтении воды он может легко разрезать катамаран. Возможно, кого-то он и пугает, но уж точно не нас! 

Проходим Кошмарики, а после него наблюдаем череду шивер во множестве проток, на которые распадается река (дальше по течению протоки опять сходятся). Это очень колоритное место с высоким берегом и огромными соснами! Тут мы останавливаемся посмотреть на порог Красивый (3 к.с.). Этот живописный порог достаточно длинный и включает в себя мощную шиверу в изогнутом русле среди скал и камней. 

Потом, после небольшого разлива, река устремляется в узкий слив между скал, набирая большую скорость и образуя мощную косую бочку и выходную шиверу с высокими валами. Здесь нам пригодится знание теории водного потока, потому что после порога струя выносит нас прямо на камни — нужно или вовремя сманеврировать или спрятаться в маленькое улово. Масса впечатлений гарантирована!

Пройдя все испытания за сегодняшний день с достоинством, мы заслужили отдых. Разбиваем лагерь на одной из хороших стоянок в районе Красивого, тепло общаемся и поём песни костра. 

День 3

Сегодня делаем днёвку на пороге Красивый или на Кошмариках. Собираем нашу жаркую баню, гуляем, расслабляемся и синхронизируемся с местной природой. Прекрасно! Завтра у нас новые сложные пороги, поэтому нужно максимально отдохнуть и набраться сил. 

День 4

Сегодня насыщенный день! Проходим пороги Слаломный (Вечерний, 2 к.с.), Узкий (2 к.с.) и мощнейший порог Яма (3 к.с.). Шиверные пороги закончились, теперь нас ждут мощные заходные пороги с перепадом высоты, которые за ошибку вполне могут проучить оверкилем.

Ближе к Яме реку зажимают камни очередного скального выхода. Тунтсайоки сужается до 5-6 метровой струи, которая, падая на несколько метров с пологой горки, существенно ускоряется и образует мощнейшую бочку. Эта бочка способна долго удерживать катамараны, если не будет обеспечена достаточная скорость прохождения! Порог Яма очень удобен и интересен для катания и тренировок. Здесь мы, скорее всего, и пообедаем — ну а пока готовится еда, хорошенько обкатаем порог.

Наше путешествие продолжается. После небольшого разлива встречаем порог Котёл (3-4 к.с.): река здесь зажата высокими скальными берегами. Правая часть русла забита камнями и непроходима, но только не в высокую воду. В левой части расположен мощнейший подковообразный слив, после которого образуется мощный пенный котёл (так называют мощную бочку, образованную не одним, а несколькими потоками воды, а в данном случае вода, сливаясь с подковы, падает с трёх сторон, образуя мощный противоток внутри подковы). Прохождение по центру котла бывает очень экстремально — иногда целесообразнее обойти его по левому краю.

Кстати — около порога Котёл, на сопке рядом, есть точка, где ловит сотовый телефон (МТС). Самое время позвонить близким и рассказать о нашем удивительном походе! Лишь бы не прислать случайно фотографию с оверкилем… 

Ладно, шутки в сторону, мы молодцы и все препятствия преодолеваем отлично. 

Что ж, а мы встречаем новую звезду — красавицу Тумчу! Через 500 метров после порога Котёл в реку Тунтсайоки (в переводе с финского "река смерти”) справа впадает притока — Кутсайоки (в переводе "зовущая река"). Здесь наша река и меняет название. 

Доходим до порога Карниз и перед ним встаём на стоянку. Ура, завтра у нас днёвка!

День 5

Днёвка у порога Карниз — тренируемся, отдыхаем, делаем баню. Порог Карниз (3-4 к.с.) назван так в честь скального карниза, с которого река падает двухметровым водопадом. С левой стороны в большую воду образуется мощная бочка, которая с лёгкостью переворачивает катамараны. 

Сегодня нам важно отработать и закрепить навыки, так что заходим в бочку, выполняем траверс по самому гребню и учимся чувствовать воду. Здесь также можно попробовать прохождение порога на катамаране-двойке в одиночку. 

Вечером, собравшись у костра, разбираем теоретическую часть. И, конечно же, паримся в бане, чтобы прогреть забитые мышцы и расслабиться после обносов и активностей.

День 6

Наше путешествие подходит к концу и основные пороги уже позади, но остался ещё один красивый участок реки с высокими скалами по берегам. Сегодня проходим красивейший порог Каньонный (2 к.с.), где река бежит между высокими скалами. Затем встречаем порог Змея (2 к.с.), который петляет среди скал и огромных камней, а после Змеи — мощный порог Шляпа (3 к.с.). Он так назван из-за маленького скального островка, который разбивает струю на две части и торчит из неё, как шляпа. В пороге струя несколько раз поворачивает на 90 градусов, отражаясь от скал и образуя мощные прижимы. Но для нас Шляпа не составит труда, мы проходили и не такое. 

После Шляпы заканчивается порожистый участок реки, который занимает всего 55 км. Разбираем катамараны и готовимся к выброске с маршрута. Отсюда мы можем нанять катер и уехать на Иовское водохранилище, где устроим финальную ночёвку. Озёрная часть не менее красива и чем-то напоминает Ладогу — сосновые леса на скалах, множество островов и простор. Шум порогов остался позади, практически нет туристов, поэтому сегодня мы наслаждаемся безграничной тишиной.  

День 7

Пора домой! Собираем лагерь и пакуем вещи, загружаемся на борт катера и прибываем в Зареченск через 3-4 часа. Перегружаемся в микроавтобусы и ещё 2,5 часа едем до Кандалакши за 2,5 часа. Приезжаем в Кандалакшу около 16-17 часов, гуляем по городу, восхищаемся берегом Белого моря и ужинаем в местном ресторанчике. До свидания, команда!

Уезжаем вечерними и ночными поездами от станции Кандалакша. 

  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча
  • Кольский, Сплав по рекам Тунтсайоки и Тумча

Ближайшие походы

Сроки без дороги
Инструктор
Количество мест
Цена
Заявка
июль 2021
04.07 - 10.07.2021
  • Юлия Мирошникова
  • Евгений Андреев
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
11.07 - 17.07.2021
  • Юлия Мирошникова
  • Евгений Андреев
5 / 21
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
18.07 - 24.07.2021
  • Юлия Мирошникова
  • Ангелина Югова
  • Евгений Андреев
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
25.07 - 31.07.2021
  • Ангелина Югова
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
август 2021
01.08 - 07.08.2021
  • Ангелина Югова
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
08.08 - 14.08.2021
  • Ангелина Югова
3 / 21
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
15.08 - 21.08.2021
  • Ангелина Югова
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
22.08 - 28.08.2021
  • Ангелина Югова
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
29.08 - 04.09.2021
  • Ангелина Югова
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
сентябрь 2021
05.09 - 11.09.2021
  • Ангелина Югова
есть места
17 500от 15 520 Скидка до 1 980 ₽ до 31.01.2021
Записывайтесь смелее, приключения вас ждут!
Что включено в стоимость:
  • 3-разовое питание на маршруте
  • прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
  • прокат катамаранов, спасжилетов, гермомешков
  • инструктор (опытный путешественник)
  • автотранспортные переезды
  • групповая аптечка
Что не включено в стоимость:
  • ж/д билеты
  • питание в поезде
  • прокат личного снаряжения (рюкзак, спальник, пенка)
  • карманные расходы

Как добраться

  • Туда

    Встреча группы с инструктором на площади около здания вокзала ст. Кандалакша в 6:20 в первый день похода.

    Рекомендуемый поезд:
    16А Москва - Кандалакша, отпр. в 00:41, приб. в 06:18 в первый день похода.
    16А СПб - Кандалакша, отпр. в 09:50, приб. в 06:18 в первый день похода.

    Также можно приехать в Кандалакшу на любых других поездах заранее, и на своём автомобиле. В городе есть охраняемая парковка. 

  • Обратно

    Можно уезжать на любых поездах после 22:00 в последний день похода.

    Рекомендуемый поезд:
    15А Кандалакша - Москва, отпр. в 01:27 (на следующий день после окончания похода), приб. в 6:50.
    15А Кандалакша - СПб, отпр. в 01:27 (на следующий день после окончания похода), приб. в 22:16.

     

Отзывы участников

смотреть все отзывы (139)
  • 01.09.2020
    Игорь

    Ну, вот и прошли две недели, как дилижанс отмороженных туристов окончил свой путь по дикой прерии Тунтсайоки и Тумчи. Немного улеглись эмоции, вернулась сила в тело, а разум в голову....

    читать полностью
  • 31.08.2020
    Игорь

    Побывал на сплаве. Народ, это песня. В подобных походах очень много зависит от инструкторов. От их навыков, умений, способности сплачивать людей, зажигать их и поддерживать это горение на протяжении всей...

    читать полностью
  • 23.08.2020
    Бородатое Сердце

    Хороший сплав-это как детский калейдоскоп, где все элементы, красиво гармонируя, складываются в общую картинку. Данный сплав представляет собой именно такой синтез данных элементов. В КП организация на высоте. Ничего лишнего:...

    читать полностью