Выбирайте среди 2584 путешествий

Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения): описание

Регион открыт для посещений
  • Регион: Сибирь (все походы в этом регионе)
  • Нитка:Город Красноярск — река Енисей — село Беллык — залив Сыда — гора Тепсей — город Абакан — Большой Салбыкский курган — Бородинская пещера — Боярская писаница — Туимский провал — горная гряда Сундуки — озеро Тус — озеро Белё — город Красноярск
  • Длина: 716 км (на велосипеде)
  • Сложность: средняя сложность
  • Длительность: 14 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 6 человек до 15 человек
  • Возраст: можно с детьми
    дети от 14 лет в сопровождении взрослых
  • Что взять с собой
Менеджеры:
  • Мадина
    Живи по солнцу :)
  • Виктория
  • Виталия
  • Дарья
    Здесь и сейчас)
Кто ведёт:
  • Дмитрий
    Не упускайте возможности!
  • Владимир
    Чем дальше я уезжаю, тем ближе к себе...

Хонгорай — такое историческое название имеет географическая область горно-степных просторов Минусинской котловины. Сейчас это территория преимущественно двух субъектов Федерации — республики Хакасия и Красноярского края. Граница между ними проходит по реке Енисей. Мы начнём наше велосипедное путешествие на его правом берегу, а закончим на левом, почти замкнув кольцо, образованное нашим маршрутом. По мере движения мы постоянно будем перемещаться между отличающимися и сменяющими друг друга природными зонами и ландшафтами. Начнём наше путешествие с берегов Енисея, посетим сакральную для хакасов гору Тепсей, затем увидим знаменитый Салбыкский курган, побываем в Бородинской пещере, искупаемся в озере, солёность которого сравнима с Мёртвым морем, заглянем в Туимский провал и, конечно, не обойдём вниманием один из символов республики Хакасия — горную гряду Сундуки.

Этот велосипедный маршрут мы рекомендуем участникам, имеющим минимальный опыт катания на велосипеде. В целом физические нагрузки можно охарактеризовать как умеренные и иногда выше среднего. Наличие машины сопровождения и передвижение налегке без груза сильно облегчает прохождение маршрута. Но тем не менее разнообразие ландшафтов и необходимость ежедневного пробега по 50–70 километров обязывают участников иметь минимальную спортивную подготовку и выносливость.

Особенности маршрута. На протяжении всего маршрута группу сопровождает машина техподдержки (МТП). В её задачу входит перевозка вещей, запаса еды и воды, велосипедных запчастей, а также эвакуация участника в непредвиденных ситуациях (критичная поломка велосипеда, травма и т. п.). Участники встречаются с МТП ежедневно утром и вечером, однако в течение ходового дня группа может значительно удаляться от машины техподдержки и проходить многие участки автономно.

Снаряжение. Поход требует технически обслуженного велосипеда и наличия минимального велосипедного снаряжения (консультируем и помогаем при необходимости). Более предпочтительным является наличие у участника собственного настроенного и адаптированного велосипеда. Но возможно участие и с прокатным велосипедом. Также консультируем по подбору.

Погода. Климат в регионе резко континентальный с прохладной весной, жарким (до +35 и выше) летом и резким похолоданием в начале осени. Дожди вероятны в любой летний месяц, но редко бывают затяжными.

Связь. Мобильная связь (голосовая, мобильный интернет) преимущественно отсутствует на всём протяжении маршрута. Появляется только в крупных населённых пунктах по пути.

Условия и комфорт. Проживание на всём протяжении в полевых условиях и палатках. Ночёвка в 1-й и 6-й дни — в городских условиях (гостиница, съёмная квартира и т. п.).
Также по пути встречаются населённые пункты с гостиницами и хостелами, где можно остановиться по согласованию с участниками по их желанию (не включено в стоимость). 

Гигиенические процедуры. Гигиена походная. Почти все стоянки будут у крупных водоёмов, где можно будет купаться (если позволяет погода). Душ с горячей водой предполагается в цивилизации один раз за время путешествия (ночёвка в Абакане на 6-й день похода).

Питание, вода. Питание походное. Готовка на костре или горелке силами самих участников. Вода на всём протяжении похода из природных источников.

Флора и фауна. Регион представлен растительным и животным миром, характерным для зон степей и лесостепей. На маршруте будут встречаться как лесные таёжные, так и степные растительные биоценозы. Из животных можем встретить косуль, сусликов, крупных хищных птиц — чёрного коршуна, ястреба, балабана. В пещерах возможна встреча с рукокрылыми.

Прививки и медицина. Участникам крайне рекомендуется сделать прививки от клещевого энцефалита заблаговременно. Регион входит в перечень субъектов Федерации со средним/средневысоким уровнем эндемичности по клещевому энцефалиту.

Страховка. Обязательно наличие полиса ОМС. Рекомендуется оформить также страховку путешественника, в том числе страховка от клещевого энцефалита и боррелиоза.

Участие детей. Допускается участие детей от 14 лет в сопровождении родителей.

Программа по дням

ДЕНЬ 1

Город Красноярск

Это подготовительный день похода. Всем участникам необходимо прибыть в город Красноярск до 15:00 первого дня путешествия. Удобнее всего это сделать с помощью прямых авиаперелётов из крупных российских городов. Обратите внимание, что аэропорт находится довольно далеко от города, и может потребоваться некоторое время, чтобы добраться до места встречи (1–2 часа в зависимости от дорожной обстановки и выбранного транспорта).

Инструктор заблаговременно назначает адрес встречи в городе, который станет известен за несколько дней до старта похода. Всем участникам необходимо прибыть по этому адресу — здесь будет происходить подготовка и настройка велосипедов и снаряжения.

Если останется время, его можно потратить на осмотр главной визитной карточки города — Красноярских столбов. Завтра начинается предварительный этап активной части — заброска к месту старта. 

ДЕНЬ 2

Город Красноярск — село Новосёлово — берег Енисея

Утром снова собираемся вместе, грузим велосипеды, вещи и снаряжение и отправляемся к началу маршрута. В пути примерно 3 часа, необходимо добраться до села Новосёлово. От Красноярска это около 250 километров.

Итак, мы прибыли! В селе Новосёлово мы встречаемся с нашей машиной техподдержки и сразу отправляемся на паром. Здесь находится паромная переправа на противоположный правый берег Енисея. За полчаса неспешного хода парома успеваем рассмотреть холмистые берега великой сибирской реки, вглядываясь туда, куда сейчас поедем на велосипедах.

После парома обедаем и, наконец, стартуем. Вскоре попадаем к нашей первой достопримечательности, мы въезжаем в Анáшенский бор. Этот лесной массив относится к особо охраняемой территории, как ботанический памятник природы. Представляет собой уникальный сосновый бор площадью почти 6 тысяч гектар, протянувшись от берега Красноярского водохранилища севернее села Анаш, на восток до залива Кома. 

Берега Анашенского бора изобилуют песчаными пляжами, которые омываются водами Красноярского водохранилища. На одном из таких пляжей мы организуем наш первый лагерь. 


28 км на велосипеде
80 м набор высоты

ДЕНЬ 3

Анашенский бор — залив Беллык

После завтрака продолжаем движение вдоль Енисея. Машина сопровождения покидает нас и отправляется в объезд, а мы попытаемся проехать лесными и полевыми дорожками. Преодолеть нужно около 60 километров. 

Проезжаем небольшие сибирские посёлки — Табажак и Тесь. В первой половине ХХ-го века эта местность была заселена плотнее, а посёлков и сёл было больше. Однако после заполнения Красноярского водохранилища водами Енисея многие из них были расселены и безвозвратно затоплены.

Двигаемся по разнообразному ландшафту — периодически сменяются открытые степные пространства и небольшие перелески. В конце второй трети сегодняшнего пути проезжаем живописный залив Бискар. Здесь, если позволяет время, делаем большую остановку на отдых и фотографии. Заливы, подобные Бискару, довольно часты в этой части Енисея и водохранилища. Узкие и длинные, они глубоко врезаются в сушу, напоминая фьорды. На таких заливах любят отдыхать местные жители, так как вода в них лучше прогревается, а берега сложены удобными песчаными или каменистыми пляжами.

После залива Бискар остаётся около 15 километров до посёлка Беллык с одноимённым заливом. Здесь встречаемся с машиной сопровождения и разбиваем лагерь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. При плохих погодных условиях, размытых дорогах или иных неблагоприятных факторах группа переезжает в село Беллык по основной автомобильной дороге вместе с машиной техподдержки.


62 км на велосипеде
400 м набор высоты
400 м сброс высоты

ДЕНЬ 4

Залив Беллык — залив Сыда — село Лебяжье

Покидаем один залив и отправляемся к следующему. Из живописного залива Беллык наш путь лежит в самый крупный из всех, что встречаются в этой части Енисея — залив Сыда. Его протяжённость — более 35 километров, а на берегах расположено несколько населённых пунктов: Новая Сыда, Белогорск, Краснотуранск.

Сегодня у нас увеличенный пробег, нужно постараться. Цель дня этого достойна. Речь идёт о селе Лебяжье, в окрестностях которого расположены самые протяжённые песчаные пляжи. Вытянутой полосой прибрежные пески тянутся от залива Сыда до хребта Туран на более чем 25 километров.

К вечеру добираемся до села, выбираем место для ночёвки и располагаемся лагерем.


76 км на велосипеде
200 м набор высоты
200 м сброс высоты

ДЕНЬ 5

Село Лебяжье — гора Тепсей — Тубинский залив

Этот день завершает часть путешествия, лежащую по правому берегу Енисея. К вечеру мы достигнем Тубинского залива. Но прежде преодолеем наше первое ландшафтное препятствие — хребет Туран

Это один из тех значительных горных массивов, которые расположены на обоих берегах Енисея в его среднем течении. Сам Енисей как бы разрезает его на две части, самая крупная и высокая из которых лежит на нашем пути, нам необходимо пересечь хребет поперёк. Начиная от села Лебяжье, дорога постепенно уводит вверх, нужно набрать около 200 метров, чтобы достичь перевальной точки. Здесь переводим дух и устремляемся вниз.

После спуска с хребта снова оказываемся у берега Енисея и продолжаем путь вверх по течению. К обеду прибываем к ещё одному знаковому горному массиву — горе Тепсей. В хакасском фольклоре гора считается священной. На противоположном берегу расположен хребет Оглахты — своеобразный брат-близнец. На скалах горы Тепсей были обнаружены древние петроглифы, а также древнетюркские надписи. До сих пор в окрестностях горы ведутся археологические работы — настолько богат и разнообразен культурный слой в этих местах.

По желанию и наличию времени совершаем пешее восхождение на вершину горы Тепсей. Ночуем на берегу раскидистого Тубинского залива.


53 км на велосипеде
400 м набор высоты
400 м сброс высоты

ДЕНЬ 6

Тубинский залив — город Абакан

Мы близко к цивилизации и одновременно к столице республики Хакасия. Выбирая наименее загруженные транспортом дороги, едем в Абакан. 

Добравшись до столицы, посвящаем остаток дня отдыху. Можно сходить в прекрасный Хакасский национальный краеведческий музей, а можно просто побродить или покататься по городу. 

Ночуем в гостинице или съёмной квартире в городе или ближайших окрестностях.


66 км на велосипеде
100 м набор высоты
100 м сброс высоты

ДЕНЬ 7

Город Абакан — Большой Салбыкский курган

После отдыха в городских условиях снова собираемся в путь. Покидаем «Красноярское море» и держим путь в степь. Рельеф этой части Великой Евразийской степи мало похож на однообразные и одинаковые во всех направлениях ландшафты плоских равнин. Напротив, здесь имеются отдельные вершины и целые гряды, сильно украшающие пейзаж. В целом это скорее всхолмлённая степь с заметными колебаниями высот.

Проезжаем весь Абакан и «город угля» Черногорск и, наконец, вырываемся на степные просторы. Вектор нашего движения — на северо-запад, едем чтобы посетить один из самых известных археологических и исторических памятников Хакасии. Речь идёт о знаменитой Долине Царей в Салбыкской котловине. Это месторасположение более чем двухсот руинированных остатков курганов, памятников Тагарской культуры бассейна Среднего Енисея. Когда-то это было местом концентрированных захоронений знати или именитых воинов. Высота некоторых курганов достигала 25–30 метров. Каменные ограды этих курганов были построены из плит весом до 60 тонн, неизвестно каким образом доставленных из каменоломен, расположенных не менее чем в 15 километрах от мест установки.

К сожалению, почти все курганы были разграблены задолго до прихода археологов. Наибольшую археологическую ценность из оставшегося представляет Большой Салбыкский курган, ныне раскопанный до основания. На его месте произведены реставрационные работы, и сейчас мы можем прикоснуться к материальным следам давно ушедших эпох. Рядом с курганом установлено несколько стел с письменами, а по территории вокруг разбросаны сохранившиеся курганы поменьше и множество менгиров. После осмотра Салбыкского кургана выбираем себе место для ночёвки и разбиваем наш первый лагерь в степи.


68 км на велосипеде
300 м набор высоты
200 м сброс высоты

ДЕНЬ 8

Большой Салбыкский курган — Бородинская пещера — село Советская Хакасия

Задача сегодняшнего дня — преодолеть крайние юго-восточные отроги Абаканского хребта и снова попасть к Красноярскому водохранилищу, но у же с другого, западного берега. Итак, стартуем из степей к возвышенностям. Абаканский хребет является одним из «продолжений» Кузнецкого Алатау, он довольно высок, его максимальная высота в северо-западной части достигает 1500 метров над уровнем моря. Но нам нужно проехать через его восточную оконечность, которая значительно ниже. 

На склонах хребта развиты карстовые процессы, что означает большое количество пещер. Одну из таких пещер мы собираемся посетить. Это пещера Бородинская. Она является геологическим памятником природы республиканского значения. Общая протяжённость её ходов составляет 500 метров, а глубина - 65 метров, в пещере имеется 7 больших гротов. Пещера является местом обитания редких летучих мышей и первой подземной полостью в Сибири, в которой был найден пещерный жемчуг.

После посещения пещеры поворачиваем на восток. Вторая половина дневного пути будет посвящена движению к берегу Красноярского водохранилищу. Ближе к вечеру добираемся в окрестности села Советская Хакасия, где устраиваем лагерь на одном из живописных участков берега.


72 км на велосипеде
200 м набор высоты
400 м сброс высоты

ДЕНЬ 9

Село Советская Хакасия — Боярская писаница — село Боград

Вся первая половина дня — это полевая дорога вдоль береговой линии водохранилища. То приближаясь к берегу, то удаляясь от него, она ведёт по живописным местам, ничуть не уступающим по красоте восточному берегу, откуда мы начали путешествие.

Гвоздём программы сегодня являются петроглифы. Мы едем к Большой Боярской писанице, она является памятником изобразительного искусства тагарской археологической культуры. Всего в комплексе петроглифов представлен 151 рисунок, среди которых изображения диких и домашних животных, людей, предметов быта и так далее.

Осмотрев Боярскую писаницу, едем далее и уже через несколько часов пути ищем место для ночёвки у села Боград.


63 км на велосипеде
300 м набор высоты
100 м сброс высоты

ДЕНЬ 10

Село Боград — озеро Собачье

Этот день посвящаем довольно долгому перегону вглубь республики, на запад. Стремимся к Ширинскому району Хакасии, это один из самых «курортных» районов, в котором сосредоточено немало интересных мест - от солёных озёр до техногенных провалов. Именно такой техногенный провал и будет нашей следующей достопримечательностью. Но сначала нужно до него добраться.

Дорога сегодня ведёт по средненаселённой сельской местности — минуем одно поселение за другим, проезжая как довольно крупные, так и мелкие сёла. Находясь на стыке тайги и лесостепей, периодически то проезжаем живописные берёзовые рощи, то снова выкатываемся на просторы, лишённые древесной растительности.

К концу дня добираемся до тихого и уютного озера Собачьего, здесь будет наш очередной лагерь.


74 км на велосипеде
200 м набор высоты
200 м сброс высоты

ДЕНЬ 11

Озеро Собачье — Туимский провал — озеро Фыркал

Вчера мы вплотную приблизились к основной достопримечательности этих окрестностей. Едем смотреть на Туимский провал. В настоящее время провал представляет собой гигантскую воронку на вершине горы, которая образовалась по техногенным причинам.

Его история относительно нова. До 1974 года в недрах горы производилась добыча полезных ископаемых. Затем месторождение было законсервировано. Однако из-за деятельности рудника на вершине горы в результате обвала подземных горных выработок образовалась впадина диаметром 6 метров, которая постоянно расширялась. На дне образовалось озеро с водой, окрашенной в лазурно-голубой цвет. В настоящее время Туимский провал стал объектом туристического внимания. Сейчас диаметр провала достигает 200 метров, а его борта совершенно отвесные. По кругу провала проложена тропа, а по периметру оборудовано несколько смотровых площадок.

До обеда проводим время за осмотром провала, а далее продолжаем наш путь на север. Проезжаем райцентр — курортный посёлок Шира, а вечер застаём у живописного озера Фыркал. Здесь тоже есть своя «достопримечательность» — популяция почти ручных сусликов. От частого посещения озера туристами они почти перестали бояться человека и охотно берут еду практически из рук. Если повезёт, то сможем увидеть и пообщаться с этими забавными зверьками. 


62 км на велосипеде
200 м набор высоты
200 м сброс высоты

ДЕНЬ 12

Озеро Фыркал — горная гряда Сундуки — озеро Тус

Сегодня едва ли не самый насыщенный достопримечательностями день похода. От озера Фыркал мы направляемся к главному символу Хакасии — горной гряде Сундуки. Это обособленно стоящий горный массив, насчитывающий пять отдельных куполообразных вершин, протянувшихся в ряд одна за другой. Их так и называют - 1-ый Сундук, 2-й Сундук и так далее. Высота некоторых из них достигает 500 метров и более. По версии некоторых исследователей, гряда Сундуки — это многофункциональный комплекс древности площадью 2100 га, который состоит из могильников, древних наскальных рисунков и специальных сооружений, с помощью которых древние астрономы наблюдали за небесными светилами и вели учёт календарных циклов. На все из вершин проложены пешеходные тропы, а у входа на территорию комплекса установлены информационные щиты с подробной и интересной информацией об этой древнейшей астрономической лаборатории. Мы поднимемся на вершину горы 1-й Сундук, пройдя кольцевой тропой по её склонам.

После Сундуков продолжим наше путешествие к не менее известному в Хакасии природному объекту, к озеру Тус. Это не самое живописное и не самое крупное озеро в республике, однако оно является очень популярным местом отдыха местных жителей и приезжих туристов. Причина в том, что у воды озера Тус очень высокая солёность, делающая его схожим с Мёртвым морем. В разгар лета, когда водоём хорошо прогревается, можно увидеть множество купающихся туристов, которые просто лежат на воде, не поддерживая себя никакими плавательными средствами. Из-за высокой солёности плотность воды такова, что держит человеческое тело на плаву и не даёт утонуть. Это очень своеобразные ощущения, нужно обязательно попробовать. Единственное неудобство в том, что соли, растворённые в воде, имеют не самый приятный запах, а после купания необходим душ с пресной водой, чтобы на коже не было раздражений.

 Около озера Тус заканчиваем наш очередной день похода.


53 км на велосипеде
200 м набор высоты
200 м сброс высоты

ДЕНЬ 13

Озеро Тус — озеро Белё

Заключительный день активной части похода. Сегодня остаётся финальная часть пути, которую мы проделаем на велосипедах. Впереди настоящая изюминка этих мест. Одно из трёх крупных курортных озёр Ширинского района, озеро Белё. Оно также является солёным, хотя и с гораздо меньшей минерализацией, чем озеро Тус. Озеро Белё — самый большой минеральный водоём Хакасии и всей Восточной Сибири. Озеро состоит из двух отдельных водоёмов, соединённых между собой протокой. Западная половина, называемая иногда Белё Большое, получает питание за счёт атмосферных осадков и подземных источников, а также за счёт стока речки Туим. Это озеро сточное, излишки воды из него перетекают по неширокой протоке в расположенную рядом восточную половину — Белё Малое. Белё Малое не имеет стока.

От озера Тус нам нужно проехать всего около 40 километров. Во второй половине дня приезжаем к красивым берегам озера Белё, где будет наш заключительный лагерь. Если остаётся ещё достаточно светлого времени, то можно организовать восхождение на гору Чалпан, которая господствует над окружающей равниной и является прекрасной обзорной точкой. На вершине горы Чалпан находятся остатки древней крепости, а на южном склоне — петроглифы. 

Вместо восхождения группа может съездить в небольшой радиальный выезд к горе Острая. Это высокая, почти правильной конусообразной формы вершина, очень заметная в окружающем ландшафте.

У озера Белё проводим наш прощальный вечер, отдыхаем после долгого и насыщенного похода, готовимся к завтрашней выброске с маршрута.


39 км на велосипеде
100 м набор высоты
100 м сброс высоты

ДЕНЬ 14

Озеро Белё — город Красноярск

Остаётся всего лишь дождаться машины, которая заберёт нас и весь груз, и отвезёт в Красноярск. Готовим велосипеды к перевозке, дожидаемся трансфера, и примерно через 4 часа оказываемся в Красноярске. Поход окончен, здесь прощаемся. До новых встреч! 

  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)
  • Сибирь, Степи, курганы и озёра Хакасии: велопоход налегке (с машиной сопровождения)

Ближайшие походы

Сроки без дороги
Кто ведёт
Количество мест
Цена
Заявка
май 2024
26.05 - 08.06.2024
14 дней, вс–сб
  • Дмитрий Резниченко
  • Владимир Олуферов
есть места
69 700 ₽ 71 200 ₽
июнь 2024
10.06 - 23.06.2024
14 дней, пн–вс
  • Владимир Олуферов
есть места
69 700 ₽ 71 200 ₽
Записывайтесь смелее, приключения вас ждут!
Что включено в стоимость:
  • трансферы участников к точкам старта и финиша маршрута
  • питание на всём протяжении похода
  • инструктор (опытный путешественник)
  • групповое общетуристическое снаряжение (горелки, тент, кухонные принадлежности и т. д.)
  • посещение платных локаций, входящих в программу
  • ночёвки вне полевых условий (гостиница, съёмная квартира), предусмотренные программой (1-й и 6-й дни похода)
  • велоаптечка и запасные части
  • медицинская аптечка
Что не включено в стоимость:
  • посещение (по желанию участников) попутных достопримечательностей и объектов, не описанных в программе и имеющих платный режим посещения
  • аренда велосипеда и защитного снаряжения
  • проживание до похода и после него
  • любые услуги третьих лиц и товары (сувениры, еда, напитки), не входящие в программу
  • страховка

Как добраться

  • Туда

    Общий сбор группы происходит в городе Красноярске, куда необходимо прибыть до 15:00 первого дня путешествия. Место сбора назначает инструктор заблаговременно незадолго до старта.

    Добраться в город Красноярск можно:

    • авиарейсом из крупных городов;
    • поездом по железной дороге;
    • другим​ наземным транспортом, включая собственный автомобиль​​​​​​.
  • Обратно

    Окончание похода и расставание группы происходит в городе Красноярске вечером (не ранее 16:00) заключительного дня похода. Место расставания — центр города (не аэропорт).
    Билеты обратно рекомендуем покупать на следующий день после завершения похода.

    Из Красноярска добраться обратно домой можно:

    • авиарейсом в ваш город;
    • поездом по железной дороге;
    • другим наземным транспортом, включая собственный автомобиль​​​​​​.