В наших путешествиях уже побывали 111 693 человека и им понравилось

Хочу в путешествие!
мы рекомендуем

По России:8-800-200-70-23Бесплатно по всей России

С-Пб:+7 (812) 701-08-10

Москва:+7 (495) 320-11-20

Заказать обратный звонок

Походы и путешествия с 2003 г.

Приглашаем в путешествия! Сборные группы. Выбери активный тур с приключениями! Всего запланировано 1 611 походов по 428 маршрутам

Сплав по реке Шуя: описание

Регион открыт для посещений
  • Регион: Карелия (все походы в этом регионе)
  • Нитка:Хаутаваараский мост – порог Сизовский (2 к.с.) – пор. Собачий (2 к.с.) – пор. Кеняйкоски (3 к.с.) – пор. Сарикоски 1 и 2 (1-2 к.с.) – пор. Кумио (2-3 к.с.) – Шотозеро – пор. Киндасовский – пор. Большой Толли (2-3 к.с.)
  • Длина: 110 км (водная часть маршрута)
  • Сложность: легкий, опыт не обязателен
  • Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 6 до 28 человек
  • Участие с детьми: можно взять с собой детей от 8 лет
Координатор:
новости похода фото из походов
Инструктор:

Хотите подобрать для себя идеальный маршрут для отдыха? Это сплав по Шуе. Здесь всё обязательно сложится: на ваш катамаран подберётся отличный экипаж, пороги и другие водные препятствия будут в самый раз, а в итоге получится качественная перезагрузка в активном режиме.

Для вашего оптимального старта мы продумали все нужные этапы: с момента встречи на вокзале до прощальных обнимашек на перроне о вас позаботится команда профессиональных водников. Инструкторы охотно поделятся своими знаниями о грозных порогах и их прохождении, секретами уютного лагеря на берегу реки, лайфхаками походного гедонизма и даже запасной флиской из своих запасов!

Сплав проходит на проверенных спортивных катамаранах. Каждый кат имеет свои особенности: на К-6 обязательно находится инструктор и детский состав группы с родителями, здесь всегда весело шутят и прокачивают мастерство мотивации на 10 из 10. На каты-четвёрки собираются опытные компании водников и смелые любители штурмовать валы, инструктор на таком кате идёт опционально. И самые подготовленные туристы идут на К-2, колбасятся в “бочках” и довольно улыбаются в камеру из “свечки”. В любом случае, на покатушках в больших порогах все экипажи перемешиваются и у каждого есть возможность опробовать новые знания на практике.

Помимо вариативности посадки, сплав на катамаранах интересен ещё и тем, что на судне каждый человек с веслом является очень важной частью команды. На спокойных участках реки всегда можно устроиться поудобнее, вытянуть ноги и рассказывать истории, играть в “данетки” или медитировать во время размеренной гребли по лесной реке. А перед порогами потуже затягивать стремена, учиться слышать своего капитана и радоваться результату совместных усилий, победно соединять вёсла и горланить песни на все лады. После такого не подружиться просто невозможно!

В течение всего сплава по Шуе инструкторы обучают всем необходимым навыкам: помогают поставить гребок и работать разными группами мышц, показывают как “читать” воду и выходить сухим из воды, точнее, без киля в Большом Толли :)

Для комфортного приключения понадобится тёплая одежда для переходов озёр под моторами, солнцезащитный крем и непрокусываемая комарами и мошками одежда. Остальное легко собрать по нашему списку.

Погода в Карелии мало чем отличается от погоды в Санкт-Петербурге и Москве. В июле и августе в среднем стоит сухая жаркая погода, с температурой воздуха днём +20-30ºC, иногда бывают дожди.

Примерный распорядок дня: подъём в 8-9:00 утра, на днёвках позднее. Обязательная зарядка для тонуса, вкусный завтрак от дежурных и приятные сюрпризы от завхоза. Обсуждение планов на день и сбор лагеря, ходовой день до 4 часов с перерывами на разминку и осмотр самых интересных порогов. На стоянке совместными усилиями ставим лагерь и заготавливаем дрова для вечернего костра, разбираем пройденные пороги и получаем порцию свежих впечатлений, но уже с кружкой горячего чая и сухими носками. Кстати, обязательно узнайте у вашего инструктора, что такое “Шуйский чай”!

Питание горячее трёхразовое, под руководством инструктора дежурим на кухне по экипажам или палаткам. Проживание в трёхместных палатках в самых красивых местах реки, с видом на закаты и рассветы. Палатки качественные и двухслойные, выдаются Клубом, но можно взять свою. Дважды за неделю похода мы организуем настоящую походную баню на днёвках, попаримся с веничками и искупаемся в бодрящей воде Шуи.

Сотовая связь ловит на протяжении почти всего маршрута, зарекомендовали себя МТС и Мегафон. Во время сплава мы проходим несколько точек выхода в цивилизацию, где в случае непредвиденных обстоятельств можно организовать выброску с маршрута, что также добавляет ему безопасности.

Рыбалка на Шуе неплохая, особенно на мелководье после порогов или в зарослях травы в озёрах. Ловится щука на тяжёлые приманки под порогами, окунь у ручьёв, лещ на донной удочке по границе струи, говорят, бывает плотва и даже судак. Единственная сложность — на маршруте нет червей, поэтому о приманке позаботьтесь заранее или попробуйте заполучить заветную кукурузину у завхоза!

В июне на Шуе мощные пороги, кусачие бочки и нежно-зелёные пейзажи по берегам, которые может омрачить только обилие гнуса на берегу. В июле Шуя слабеет порогами, скалится камнями, но начинает одаривать туристов ягодами и первыми грибами. Август на Шуе больше подходит для простого недельного отдыха на природе, пороги совсем спокойные, а уровень воды потихоньку снижается, зато какое изобилие начинается в лесах и тарелках!

Программа по дням

День 1

Встречаемся на ж/д вокзале в Петрозаводске. Инструктор с фирменной символикой Клуба собирает группу и помогает разместиться в микроавтобусах. До точки старта ехать 2-2,5 часа, за это время успеем немного познакомиться и увидеть поближе природу Карелии.

У Ха́утаваарского моста через реку Шуя (карел. Šuojogi, фин. Suojoki) инструкторы организуют стапель: здесь мы соберём катамараны, каждый получит каску, спасжилет и весло, главный предмет на сплаве! Пока первые дежурные вместе с завхозом готовят плотный завтрак, мы перепакуем вещи в герметичные упаковки — гермомешки, чтобы вещи оставались сухими до победного. Вокруг нашего первого костра мы ближе познакомимся, за завтраком обсудим планы на поход и распределимся по экипажам, в зависимости от опыта, снаряжения и пожеланий участников.

Перед выходом на воду проходим обязательный инструктаж от команды инструкторов: техника безопасности на воде и на суше поможет нам пройти эту реку грамотно и драйвово!

Приключения начинаются! После небольшой тренировки на спокойной воде выходим в оптимальном для всей группы темпе. Пройдём несколько перекатов и несложных порогов, где инструкторы ещё раз покажут всем экипажам как грести, помогут с возникшими вопросами по управлению катом на спокойной и бурной воде.

Первое серьезное препятствие на нашем пути порог Сизовский (2 категории сложности, всего их 6, где шестая труднопроходимое и опасное препятствие). Этот порог мы осмотрим с берега и определим траекторию для каждого катамарана, также организуем фотосъёмку с самых удачных ракурсов. Сплавляемся по очереди, а заодно учимся причаливать к берегу со струи, чтобы посмотреть на прохождение остальных.

Через пару километров проходим порог Собачий или Островной (1-2 к.с.). Стоянку организуем на одном из этих порогов, чтобы организовать катание с взаимостраховкой на вёртких К-2 и разгруженных К-4. Такие покатушки с элементами тренировки очень полезны и дают почувствовать всю мощь порогов, управлять разными катами и быстро “читать” воду. Порог проходится как с инструкторами, так и вместе с опытными участниками самостоятельно. За этот поход при желании каждый освоит технику водного туризма (ТВТ) и научится проходить пороги, чтобы в конце реки испытать себя мощью порога Большой Толли.

Лагерь ставим совместными усилиями: инструкторы помогут правильно установить палатку в удобном месте, научат полезным и простым узлам, покажут секреты разведения огня и идеального натяжения тента над поляной. И конечно же, поделятся за вкусным ужином историями из своих путешествий, задавая ход приятной беседы. Кстати, вот и первый лайфхак: если хочется уснуть пораньше и поспать подольше, ставьте палатку подальше от костра, чтобы вечерние гитары или весёлые утренние дежурные не потревожили ваш сладкий сон на свежем воздухе!

День 2

Утро начинаем с качественной зарядки, чтобы после вчерашней тренировки в пороге размять все внезапно обнаруженные мышцы в теле :) Завтракаем, собираем лагерь.

До Игнойльской ГЭС река спокойно течёт среди лесистых берегов. За это время инструкторы подскажут, как грести и не уставать, грести и смотреть по сторонам, грести и разговаривать одновременно, не сбиваясь при этом с курса. Здесь же вы узнаете, что такое “инструкторский” поворот и “Ещё километрик, а там уже ГЭС”. Историческая справка: малая гидроэлектростанция (мощностью менее 25 МВт) Игнойла ГЭС-26 ведена в эксплуатацию в 1936 году, в то время еще на территории Финляндии. Во время Великой Отечественной войны станция была частично разрушена, восстановление закончено в 1946 году. Гидроагрегат ГЭС был модернизирован в 1997—2002 годах с заменой камеры рабочего колеса. Осенью 2007 года на ГЭС было закончено строительство четырехступенчатого рыбохода лестничного типа, предназначенного для пропуска лососёвых рыб к нерестилищам.

ГЭС обносим по удобной дороге вдоль берега около 400 метров. Совмещаем обнос с вкусным горячим обедом, разминкой нижних конечностей и фотосессией на фоне мощного шестиметрового слива.

Вскоре после ГЭС причаливаем перед самым мощным и сложным порогом Кеняйкоски (3 к.с). Название его переводится с карельского как "Чёрный порог", за счёт выходящих на поверхность коренных пород вода кажется чёрной.

Его длина около километра, на выходе метровый слив с большой бочкой (большой пенный вас с противотоком). К этому моменту вы будете различать промывные и закусывающие бочки, действительно опасные места в пороге и те, куда можно заходить смелее!

Обсуждаем линию прохождения каждого экипажа с инструкторами. Мы же вчера не зря тренировались, и капитаны катов теперь готовы выводить носы чётко на струю! Все точно справятся, а для комфорта экипажей и безопасности взаимостраховку обязательно организуем. Заодно фотографируем друг друга с берега: красивые фотографии из порогов всегда приятно посмотреть дома на диване.

Проходим несложный порог Валойне (1-2 к.с.) и два порога Сарикоски 1 и 2 (1-2 к.с.). Интересный факт: Пеентти Илмари Са́арикоски — один из самых значительных финских поэтов, награждённый высшей наградой Финляндии для деятелей искусства — медалью "Pro Finlandia". В 1970-х годах являлся одним из главных бунтарей против буржуазного общества и буржуазной культуры в Финляндии (Википедия). Может, именно в честь поэта назван этот "ершистый" порог?

Ещё через полчаса дойдём до порога Кумио (2 к.с.), где по берегам выходят огромные плоские скалы, а река петляет среди берегов. Это второй сложный и самый красивый порог на маршруте. Здесь мы организуем днёвку.

День 3

Днёвка! И мы сегодня весь день и всю ночь стоим лагерем на одном месте. Стоянка на красивом и мощном пороге, отдыхаем, катаемся, наслаждаемся Карельскими видами. Инструкторы продолжат обучать желающих технике водного туризма, организуют катания и новые тренировки в пороге. 

Вечером делаем настоящую туристическую баню. Баня в походе — это прекрасно. Это каждому нужно попробовать: посматривать за белеющими от огня камнями, распаривать веники и варить компот из лесных ягод, дышать горячим паром, выбегать из жара сквозь комариную тучу и прыгать в речку из прогретой баньки!

Желающие могут половить рыбу, в шиверах (быстротоки на мелководье с валами) за порогами можно поймать приятное дополнение к ужину, побаловать свежей рыбкой городских жителей.

День 4

До деревни Соддер около 15 км пути, часть пройдём на веслах, часть на моторе, ведь впереди много красивых торфяных озёр. В деревне есть магазин и несколько мостов. После деревни начинается большое озеро Шотозеро которое мы пройдём под мотором. В названии Шотозера прослеживаются саамские корни. В писцовых материалах XVII века Шотозеро названо Шондозеро, а река Шуя как выше, так и ниже озера — рекой Шондой (Шойдой) или Шондорой. В саамской глагольной основе «šönte» — разрезать, прорезать, то есть Шотозеро — озеро, которое «прорезает» река.

Организуем стоянку на прекрасном пляже с сосновом лесом, у выхода Шуи из озера. Времени сегодня будет достаточно для рыбалки, которая в Шотозере отменная. Вдоль берега много зарослей тростника, камыша, кувшинки, кубышки, над берегами озера много насекомых, а в воде обитает много ракообразных, что обеспечивает отличную кормовую базу для рыб. В озере наиболее распространён окунь, также встречаются щука, судак, плотва, сиг, ряпушка, язь, налим, сом, уклея.

День 5

Сегодня ещё одна днёвка. Сделаем отменную баню. Будем ловить рыбу и отдыхать. В этот раз останавливаемся лагерем не на пороге, покататься мы ещё успеем, зато сейчас тихо и спокойно. Ничто не мешает слышать треск костра и звон гитары, любоваться белыми ночами или рыжими закатами. 

День 6

Между озёрами Шотозером и Вагатозером около пяти километров вдоль высоких берегов, поросших могучими соснами. На западном берегу Вагатозера была обнаружена стоянка первобытных людей, датируемая III—II тыс. до н. э., а в 1960-е годы на озере проводился сплав древесины. У выхода в Вагатозеро несложный порог Мостовой (1 к.с.), после чего перед нами предстанет водная гладь ещё одного большого озера. По нему нам идти около 6 километров под мотором. А дальше опять сплав по реке и хорошее течение в русле.

Через 2-2,5 километра после входа в Нижнюю Шую из Вагатозера начинается динамичный каскад шивер, тянущийся практически до деревни Киндасово. Шиверы в некоторых местах проходят между торчащих из воды на 30-50 сантиметров камней. Особенно их много перед Киндасово, это место называется «Сад камней», здесь и проверим наше мастерство маневрирования.

Вскоре после Сада Камней встаем на обед. После обеда через 1,5-2 часа пути мы проходим динамичный порог Площадка (1-2 к.с), который начинается рядом с РЛС (радио-локационная станция) на правом берегу. Порог представляет собой быстрину с серией валов по всей ширине реки. Вскоре после порога встаем на нашу заключительную стоянку.

День 7

Сегодня проходим оставшиеся интересные пороги! Встаём не поздно, по приятной традиции разминаемся, собираемся и выходим. До мощного порога Большой Толли около 2 часов сплава по целой серии порогов до 3 категории сложности.

Проходим пороги Кутижимский (1-2 к.с.), аналогичен порогу Площадка, примерно через 20 минут входим в порог Питкякоски (1-2 к.с.). Река течёт среди высоких берегов, порог достаточно длинный 1000-1200 метров.

И вот он, заключительный аккорд нашего приключения, самый мощный порог на Шуе — Большой Толли (3 к.с.), в переводе с карельского, "большой огонь". А Тулли - это мифический герой, живший когда-то поблизости от древних карелов и превратившийся в огромный камень в вводе. В пороге проходим слив через плиту до метра высотой тремя струями, сложность и безопасность прохождения порога зависят от уровня воды и выбранного пути по порогу. Здесь мы задержимся на 2-3 часа. Этот порог стоит того, чтобы в нём покататься! Сейчас пригодятся все навыки, полученные за поход. Бочка порога может легко перевернуть маленькие катамараны, а вот большой ей уже не под силу. На время причаливаем около порога, пока готовится обед, инструкторы организуют катание на разгруженных к-2 и к-4 для желающих. Организуют страховку, покажут разные варианты прохождения. Остальные в это время могут прогуляться по лесу, поснимать счастливых и довольных друзей на фото и видео, поскольку самые впечатляющие кадры обычно родом отсюда.

После Большого Толли через 1 км проходим несложный порог Малый Толли. Наиболее интересен он тогда, когда его старший брат сдувается — по малой воде. Тогда после основного слива появляются высокие валы, а слева варится небольшая бочечка. В месте соприкосновения слива с бочкой вода очень необычно закручивается по спирали. Через 15-20 минут после завершающего порога мы причаливаем к точке нашего финиша, на антистапель. На этом наш поход закончен, обмениваемся контактами, планами на новые реки и обещаниями прислать фотки. Здесь мы переоденемся в сухую городскую одежду, но запах костра и приключений теперь с нами надолго! Мы ещё обязательно встретимся!

  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя
  • Карелия, Сплав по реке Шуя

Ближайшие походы

Сроки без дороги
Инструктор
Количество мест
Цена
Заявка
май 2021
29.05 - 04.06.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
июнь 2021
05.06 - 11.06.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
12.06 - 18.06.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
19.06 - 25.06.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
26.06 - 02.07.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
июль 2021
03.07 - 09.07.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
10.07 - 16.07.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
17.07 - 23.07.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
24.07 - 30.07.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
31.07 - 06.08.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
август 2021
07.08 - 13.08.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
14.08 - 20.08.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
21.08 - 27.08.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
28.08 - 03.09.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
сентябрь 2021
04.09 - 10.09.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
11.09 - 17.09.2021
  • Инструктор
есть места
12 900от 11 029 Скидка до 1 871 ₽ до 31.12.2020
Записывайтесь смелее, приключения вас ждут!
Что включено в стоимость:
  • 3-разовое питание на маршруте
  • прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
  • прокат катамаранов, спасжилетов, гермомешков
  • инструктор (опытный путешественник)
  • автотранспортные переезды
  • групповая аптечка
Что не включено в стоимость:
  • ж/д билеты
  • питание в поезде
  • прокат личного снаряжения (рюкзак, спальник)
  • карманные расходы

Как добраться

  • Туда

    Встреча группы с инструктором на перроне у здания вокзала Петрозаводска в 12:30


    Поезд из Москвы и Санкт-Петербурга:
    СПБ - Петрозаводск № 160В прибывает в 12:27
    Москва - Петрозаводск О18А фирменный двухэтажный поезд

  • Обратно

    Поезд в Москву и Санкт-Петербург:
    ​015А «Арктика» отправление в 15:20 в последний день похода
    Петрозаводск - Москва 017А фирменный двухэтажный поезд

  • Примечания

     


     

Отзывы участников

смотреть все отзывы (217)
  • 16.09.2020
    Александр

    У нас было три катамарана, два тента, гитара, на которой нужно заменить верхний порожек, кальян с ограниченным количеством углей, казан на 15 литров и четыре бочки с едой. Именно бочки...

    читать полностью
  • 11.09.2020
    Кристина

    Над отзывом думала очень долго, многие из нашей команды уже отписались, категорически со всеми согласна))) В этом походе было прекрасно всё: группа, инструкторы, маршрут, погода, раскладка) Отдельно хочу сказать про...

    читать полностью
  • 08.09.2020
    Михаил Акиншин

    Всем добрый день. Общее впечатление просто замечательно - отдохнул от всего внешнего мира и получил дозу адреналина как и хотелось. Инструктора: Ангелина - просто умница, прекрасно справляется с управлением довольно...

    читать полностью