Выбирайте среди 1600 путешествий

Форт Ино

Новости

Бетонные руины, глубокие подземелья, куски металла — всё это реально увидеть своими глазами. Форт Ино — отличное место для искателей приключений. Возможно, именно в его катакомбах до сих пор лежит пропавшее царское золото. Утверждают, что в 1918 году сюда приходил целый состав золотых слитков.

Подземная крепость

Подземная крепость

Залив на замке

Ино расположен на северном берегу Финского залива у посёлка Приветнинское. Интереснейший объект находится в 70 км от Санкт-Петербурга. Необычное название форту дали по близлежащему посёлку Ино, расположенному на мысе Инониеми. Так он назывался до революции. В советское время населённый пункт переименовали в Приветнинское. Есть у форта и второе имя — Николаевский. Но оно в народе почему-то не прижилось.

Место для постройки было выбрано неслучайно. Финский залив здесь сужается, образуя горлышко. Напротив, на южном берегу, построили аналогичный форт Алексеевский. По имени ближайшей деревни его чаще называли Красной горкой. Залив оказался заперт для кораблей потенциального противника, поскольку простреливался крупнокалиберной артиллерией от берега до берега.

План укреплений

План укреплений

Подземный мегаполис

Значительная часть огромной постройки скрыта под землёй, поэтому на поверхности трудно судить о его размерах. Помочь могут старые планы форта. По площади он был сопоставим с небольшим городком. К нему подходила специальная ветка железной дороги. На берегу была устроена гавань с подъёмными кранами.

Основную ударную силу компактно сосредоточили вдоль прибрежной линии. На правом фланге стояли башенная и открытая батареи. Каждая — по четыре орудия. Три батареи из пушек Канэ и гаубиц находились в центре. Левый фланг замыкала ещё одна батарея пушек Канэ. В сумме 32 крупнокалиберных орудий. Но это не всё.

В случае необходимости форт нужно было защищать от нападения с земли, моря и воздуха. Для этого по периметру обустроили бетонные пулемётные гнёзда и множество позиций для противоштурмовых пушек. Было несколько бункеров для пехоты, в которых могло разместиться до 300 человек. Сердцем форта были групповой и батарейные командные пункты. В состав укрепления входил также казарменный городок. А ещё были подземные ярусы, покрытые двухметровым слоем бетона. Гарнизон форта начитывал 5500 человек.

В подземельях царят холод и сырость

В подземельях царят холод и сырость

История катастрофы

Сохранившиеся сооружения и сейчас вызывают восхищение своей мощью и масштабами. Это неудивительно, ведь при проектировании использовали новейшие достижения науки и техники того времени. В частности, в береговых укреплениях впервые были использованы артиллерийские орудия калибром 305 мм. Для стрельбы и обслуживания этих гигантов требовались неординарные инженерные решения.

План строительства Генштаб утвердил в 1909 году. Работы непрерывно велись в течение восьми лет. Были затрачены колоссальные деньги. Они пошли не только на бетон и железо. На берегу Финского залива раскинулась престижная дачная территория. Огромную сумму пришлось потратить на выкуп участков и отчуждение земель. Строительство завершили 1 января 1917 года. Форт Ино находился в полной боевой готовности. И тут грянула революция!

Здесь можно оценить толщину стен

Здесь можно оценить толщину стен

Финляндия, входившая в состав Российской империи, получила независимость. Встал вопрос о новой границе. Войска царской армии покинули форт, а Красная армия только начала формироваться. Укрепление охраняло около двух сотен красноармейцев из Сестрорецка.

В апреле 1918 года форт осадили войска белофиннов. Гарнизон продержался больше месяца. В середине мая к осаждённым пробился ледокол с военным кораблём. С орудий сняли замки, а батареи и часть укреплений подорвали. Гарнизон на корабле покинул форт, и его тут же заняли финны.

После Великой Отечественной войны форт снова оказался на территории СССР. До 1960 года здесь находилась береговая батарея. Военная часть оставалась на территории Ино до конца XX века. Доступ посторонним был запрещён, поскольку здесь находился полигон, где проводились секретные испытания. Возможно, для этих целей использовали и подземные бункеры.

Сейчас форт Ино — территория любителей приключений. На берегу возле укреплений имеется песчаный пляж. После визита в катакомбы здесь можно отдохнуть и полюбоваться проходящими кораблями.

Находки сталкеров

Находки сталкеров

На автомобиле и электричке

Добраться до форта Ино можно двумя способами — на автомобиле и электричке. В первом случае следует ехать по Приморскому шоссе в сторону Зеленогорска и далее до Приветнинского. С левой стороны дороги будет ограда и ворота. Раньше здесь был КПП военной части. Через ворота нужно въехать на территорию и двигаться до Т-образного перекрёстка, на котором свернуть налево.

По железной дороге придётся ехать с пересадкой. От Финляндского вокзала нужно доехать на электричке до станции «Зеленогорск», где пересесть на любой электропоезд выборгского направления. Выйти на станции «Приветнинское». Отсюда до форта около 2 км.

Вид на Финский залив

Вид на Финский залив

Приключения от нашего турклуба в этом направлении

Другие достопримечательности