Типы
Направления


Для участников
Подписка

Комбинированный водно-пеший маршрут по реке Иркут : описание

Регион: Байкал (все походы в этом регионе)

Типы: Пеший, Водный, Сплав, Горный, Комбинированный, Средняя сложность, Новый маршрут, 11-14 дней, На байдарках

Описание маршрута

Комбинированный водно-пеший маршрут по реке Иркут Комбинированный водно-пеший маршрут по реке Иркут Комбинированный водно-пеший маршрут по реке Иркут Комбинированный водно-пеший маршрут по реке Иркут Комбинированный водно-пеший маршрут по реке Иркут Все фото

Комбинированный водно-пеший маршрут с восходждением на пик Чекановского, сплавом по реке Иркут от поселка Тибельти до пос. Введенщино и пешей прогулкой от поселка Култук по Круго – Байкальской железной дороге до станции Порт-Байкал.

ПОХОД-РАЗВЕДКА. ДАННЫЙ МАРШРУТ ПРОХОДИЛСЯ ИНСТРУКТОРАМИ В ПО ЧАСТЯМ В РАЗНЫЕ ГОДЫ, И НИКОГДА ВОЕДИНО ОДНИМ МАРШРУТОМ.

Вы будете первыми, кто увидит на одном маршруте 3 разных части Южного Прибайкалья, горный хребет Хамар-Дабан, стремительный Иркут, и исторически-техногенную часть маршрута КБЖД. И конечно сам Красавец Байкал, около которого проходит наш маршрут.

Сплав происходит на двухместных надувных байдарках типа Ватерфлай фирмы Time Trial. На Ватерфлаях участники идут самостоятельно, под руководством инструкторов, которые показывают правильный и безопасный путь и осуществляют страховку в порогах. Инструктор в начале сплава обучает команду необходимым навыкам, которые совершенствуются по ходу сплава. Поэтому в сплаве могут принять участие люди без опыта. С группой идут как минимум 2 инструктора.

Ватерфлай - надувная самоотливная (это значит что вода попавшая внутрь судна легко вытекает через сливные отверстия) байдарка с открытым кокпитом (нет верхней деки). Это увеличивает безопасность и надежность при прохождении порогов различных категорий сложности, облегчает сборку лодки и упаковку снаряжения.  В отличие от катамаранов на данных судах мы находимся намного ближе к воде, и все те препятствия, которые катамаран просто давит своими размерами и не замечает, мы ощущаем на себе. Больше экстрима и ощущений, но и требования к снаряжению возрастают (внимательно читаем соответствующий раздел!). Прохождение сложных порогов требует организации страховки, которую с вашей помощью осуществляют инструктора.

Сплав на Ватерфлаях более интересен и сложен, чем на катамаранах, требует лучшей подготовки личного снаряжения, внимания и умения на маршруте. Байдарка позволяет в полной мере ощутить всю прелесть и мощь водной стихии, проникнуться чувством "живой воды". Несмотря на то, что байдарочный сплав – дело коллективное, требующее большой организованности и командного единства, он предполагает немалую долю самостоятельности экипажа на воде, позволяет творчески подойти к прохождению водных преград, отыскать свой собственный путь среди бурунов и камней.. Рекомендуется иметь сплавной опыт на любом типе судов и некоторую физ.подготовку (грести всё-таки придется!).

Если кого либо не устраивает вариант сплава на Ватерфлае, есть возможность пройти водную часть маршрута на 2-х-4-х местных катамаранах. Сплав на катамаране намного более простой и “сухой” чем на ватерфлае, но и удовольствия с эмоциями на нем намного меньше. Большая просьба при подаче заявки указывать тип судна на котором предпочитаете идти.

Размер группы от 8 до 22 участников. С группой идет 2-3 инструктора. Возраст участников от 16 лет (участники до 16 лет допускаются только по личному согласованию с инструктором).

 

Р. Иркут, протекающая по территории Бурятии и Иркутской области, принадлежит к бассейну р. Ангара. Р. Черный Иркут начинается в горном узле Нуксу-Дабан на высоте 1875 м над уровнем моря, вытекая из оз. Ильчир. После слияния Белого, Среднего и Черного Иркута река приобретает название Иркут. Ее протяженность 462 км, питание главным образом за счет таяния высокогорных снегов, площадь водосбора - 15780 кв.км.

 

  1. На микроавтобусе заезжаем от Иркутска до начала сплава около 230 км. Дорога от Иркутска идет через перевал на берег Байкала, где можно будет на базе оставить не нужное на первой части маршрута снаряжение. На базе нас ожидает баня, горячий ужин, и конечно Байкал, на берегу которого и расположена наша база. По приезду знакомимся между собой, осматриваем Байкал, готовим снаряжение к первой части нашего маршрута. Главное не бояться немного замерзнуть, чем тащить тяжеленный рюкзак. У нас впереди тяжелые 3 дня, и все лишнее желательно оставить на базе.
  2. С утра подъезжаем на микроавтобусе до начала нашего восхождения. (20-30 мин. в пути). Нам сегодня предстоит подняться к метеостанции Хамар-Дабан, около которой мы заночуем перед заврашним восхождением. Путь наш идет по хорошей тропе, переходящей с берега на берег реки 15 раз, на всех переправах наеведены мостики разной степени сопливости.))) (еще ни кто не упал). за 5-6 часов подъема мы доходим до нашего ночлега. Если немного отойти от лагеря, то открываются незабываемые виды на отроги Хамар-Дабана.
  3. Сегодня мы оставляем наши рюкзаки на метеостанции, и по хорошей но крутой тропе за часик подходим к самому подъему на вершину пика Чекановского. Наш путь дальше проходит по крутой тропе, идущей по травянистому склону, и выводит к скальной перемычке, по которой легким и приятным лазаньем мы выходим к вершинному взлету. Еще 100-150 метров скально-осыпного маршрута, и мы вознаграждены незабываемыми видами с вершины Пика Чекановского. На вершине работает связь!!! (Мегафон). С вершины за 1,5-2 часа спускаемся к Метеостанции, где мы оставляли свои рюкзаки, и после обеда продолжаем наш путь по старинной торговой дороге, которая до конца 19 века была почтовым трактом из России в Монголию. Пройдя около 2-х часов от метеостанции встаем на ночлег.
  4. От места ночлега по хорошей, но местами грязноватой дороге за 3-4 часа выходим на дорогу, где нас ожидает микроавтобус, который нас доставит на нашу турбазу. Наш пеший путь будет проходить по так называемой Верхней дороге, идущей по хребтам. С нее открываются незабываемые виды на окрестные горы.
  5. Дневка. Ездим в Слюдянку в краеведческий и геологический музей, совершаем экскурсию на мыс Шаман, где совершались и совершаются все самые главные Бурятские обряды. Собираем снаряжение на водную часть нашего маршрута. НА ВОДНОЙ ЧАСТИ НАШЕГО МАРШРУТА РЮКЗАК НЕ НУЖЕН!!! Его как и все запасное снаряжение для пешей части можно оставить на базе!!!
  6. День От Базы пару часов едем по Тункинской долине до поселка Тибельти. Обедаем и после сборов начинаем наш сплав по реке Иркут. Сегодня у нас препятствий на воде нет, учимся управлять судном и грести. После пары-тройки часов тренировочного сплава встаем на ночлег около урочища Анчук.
  7. День. Сегодня характер реки изменяется, увеличивается скорость течения, и река входит в  Зырказунское ущелье. На нашем пути сегодня будут пороги Кулик и Малый порог, множество шивер и перекатов, скорость течения реки большая, но требуется грести, чтоб сохранить управляемость судном. На участке от Зубкогана до Большого порога река не имеет крутых поворотов и в большую воду располагает к расслабленному сплаву. Большой порог мы узнаем издалека по шуму воды и бурунам. Останавливаемся  на обед и просмотр порога. Приблизительно через час после Большого порога доходим до Косой Шиверы – порога, представляющего из себя каскад валов, либо камни, разбросанные по реке в шахматном порядке (зависит от уровня воды в Иркуте). Преодолеваем порог Бык и выходим из каньона к устью реки Зазара, где останавливаемся на ночевку.
  8. День. Вскоре после стоянки мы проходим каньон, за которым в Иркут впадает безымянная таежная речка и начинается участок с порогами Мотский и Собачьи перекаты, которые не представляют для нас особой сложности. После прохождения порогов по спокойной воде доходим до поселка Шаманка, где открывается вид на знаменитый Шаманский утес, за утесом мы встаем на ночлег.
  9. День Сегодня мы завершаем водную часть нашего путешествия. По реке без препятствий доходим до поселка Введенщино, где собираем и упаковываем наши суда и все водное снаряжение, заезжаем в Иркутск на вокзал, где инструктора отправляют все водное в Петербург по ж/д. Личное водное снаряжение очень рекомендуется отправить в СПб или Москву, чтоб не нести его на пешей части. Инструктора помогут Вам с отправкой личного снаряжения. (можно совершить небольшую самостоятельную экскурсию по городу, 1-1,5 часа) и отправляемся на базу в поселок Култук, откуда начинается пешая часть нашего путешествия. На базе нас ожидает баня, около базу можно приобрести знаменитого Байкальского Омуля и Хариуса, копченых и соленых.
  10. День. Дневка на базе. Купаемся, загораем на берегу Байкала, кто не успел в прошлый заезд на базу, может в этот раз  совершить экскурсию в геологический музей пос. Слюдянка и на мыс Шаман.
  11. День. Начинаем пешую часть маршрута по Круго-Байкальской Ж.Д (КБЖД). Эта железная дорога вопреки все убеждениям не идет вокруг всего Байкала, а проходит от поселка Култук до станции Порт-Байкал. Раньше по ней проходила трасса Транссиба, но после строительства Иркутской ГЭС  и заполнения водохранилища в 1957 году, Транссиб был перенесен на этом участке с берега Байкала, и рельсы после Порта-Байкал уходят в воду… На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м  и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Движение поездов практически отсутствует, через день ходит пригородный бичевоз (3 вагона, 1 из которых товарный) и 2 раза в неделю экскурсионные поезда. Местное население практически уехало с этого участка после закрытия регулярного ж/д движения.  В 6 км от Култука мы посетим музей Рэриха на ст. Ангасолка, где он выходил из вагона (по легенде) во время своего путешествия. На ночлег останавливаемся в районе развалин станции Жабартуй, где сохранились развалины ж/д мастерских.
  12. День. Сегодня у нас один из самых интересных дней для осмотра и фотографирования туннелей и других сооружений, которые нам встретятся по дороге. Нас ждут незабываемые виды отвесных скал, и выходы на небольшие балконы посреди скалы через вентиляционные шахты, птичий базар, и стоянка в районе золотого стыка Кругобайкатьской ж/д у туннеля Киркирей.
  13. День. От стоянки у золотого стыка продолжаем наш путь к мысу Половинный, где находиться самый длинный тоннель на КБЖД протяженностью 777,5м, нас ждет незабываемый вид с моста через реку Половинная. Так же мы осмотрим отвесные скалы и водопады, срывающиеся в озеро Байкал. На стоянку встаем около мыса Шумихинский.
  14. День. От места нашей стоянки продолжаем наш путь по рельсам вдоль Байкала и осматриваем целую систему из тоннелей и других сооружений мыса Толстый, пытаемся найти паровоз придавленный обвалом в 1941 году, который лежит на дне Байкала на 86 км, любуемся еще одним птичьим базаром на мысе Бакланий, от которого  мы за пару часов доходим до станции Порт-Байкал, где осмотрим музей посвященный истории КБЖД, паровоз навеки вставший напротив отреставрированного здания вокзала. Красивый и несколько грустный вид в Порте –Байкал вызывает заброшенность строений и сооружений, складов позапрошлого века, корабельное кладбище. При наличии времени можно будет дойти до конца рельсов КБЖД и посмотреть на насыпь уходящую в воду. У местных жителей можно будет приобрести свежайшего хариуса в копченом и соленом виде. На пароме от Порта-Байкал мы переправляемся в Листвянку, во время переправы наш путь лежит около Шаман-Камня, от которого на поверхности Ангары после заполнения  водохранилища осталась самая верхушка. Из Листвянки наш дальнейший путь в Иркутск на микроавтобусе, около 70 км пути.В Иркутске можно остановиться на пару дней в недорогой гостинице, или планировать отлет в день выхода после 23.00

Рекомендуем
Организационные встречи

в Москве: 23 мая в 19.30 - Норвегия (каяки)
29 мая в 19.30 по Алтаю

в Санкт-Петербурге:
23 мая в 19.00 - сплавы на байдарках
24 мая в 19.00 по Алтаю
26 мая в 19.30 по Алтаю

Вы из другого города?
Все походы 2017

Подбор похода  
По типу похода
По направлению